26 июня этого года в странах Евразийского экономического союза завершилось действие переходного периода по вступлению в силу изменений в союзный технический регламент «Пищевая продукция в части ее маркировки», которые касаются маркировки пищевых товаров, полученных с применением генно-модифицированных организмов, знаком «ГМО». Изменения приняты Решением Совета Комиссии от 20 декабря 2017 года № 90 и вступили в силу с 26 декабря 2018 года.

Начиная с 26 июня 2020 года маркировка пищевой продукции, полученной с применением генно-модифицированных организмов, обязательно должна иметь рядом с единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза («ЕАС») одинаковый с ним по форме и размеру знак маркировки «ГМО».

Если изготовитель при производстве пищевой продукции не использовал генно-модифицированные организмы, то их содержание в ней, не превышающее 0,9 процента, считается случайной или технически неустранимой примесью. Такие товары не относятся к содержащим ГМО, и при их маркировке не требуется наносить соответствующие сведения.

Обращение пищевой продукции, полученной с применением генно-модифицированных организмов, без маркировки знаком «ГМО», но с указанием необходимой информации, определенной союзным техрегламентом, допускается в течение срока годности такой пищевой продукции, установленного изготовителем.

Коллегия Евразийской экономической комиссии, принимая во внимание ограничительные мероприятия в странах ЕАЭС, вызванные распространением коронавирусной инфекции, внесла изменения в ряд нормативных актов в сфере технического регулирования.

Внесены изменения в два решения Коллегии Комиссии 2017 года: от 11 июля № 83 и от 7 ноября № 135. Продляются сроки завершения переходных положений технических регламентов Союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» и «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» до 1 декабря 2021 года и 31 декабря 2021 года соответственно.

В перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения техрегламента Союза «О безопасности колесных транспортных средств», начало применения межгосударственного стандарта ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия» перенесено на год: с 1 июля 2020 года на 1 июля 2021 года.

Также внесены изменения в перечни стандартов для техрегламента Союза «О безопасности игрушек». С 1 апреля на 1 ноября 2021 года перенесено начало применения следующих стандартов и методик: ГОСТ EN 71-14-2018, ГОСТ EN 71-5-2014, ГОСТ EN 71-13-2018, ГОСТ 18321-73, ГОСТ EN 71-5-2018, МР 01.022-07, МР 01.023-07, МР 01.024-07, МР 01.025-07.

Перспективы защиты внутреннего рынка от небезопасных товаров с учетом совершенствования аккредитации в сфере оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе были рассмотрены на четвертом заседании Совета руководителей органов по аккредитации государств ЕАЭС, в котором принял участие министр по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Виктор Назаренко.

Особое внимание было уделено вопросам повышения доверия к результатам оценки соответствия и предотвращения необоснованной выдачи документов в этой сфере.

«Задачи противодействия необоснованной выдаче или регистрации документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов в Комиссии считаем первостепенными», — подчеркнул министр ЕЭК.

Как отметил Виктор Назаренко, ЕЭК беспокоит проблема наличия на рынке «серых» сертификатов. В условиях ограничений из-за пандемии коронавируса отдельные органы по оценке соответствия стран ЕАЭС «умудряются» проводить анализ производства в третьих государствах с массовой выдачей сертификатов на серийно выпускаемую зарубежную продукцию. На деятельность таких органов по сертификации Комиссия постоянно обращает внимание соответствующих государственных органов всех стран Союза, в том числе и правоохранительных. Вместе с тем действенных мер с их стороны не предпринимается.

«Только совместная скоординированная работа органов по аккредитации и уполномоченных органов государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов позволит своевременно выявлять и пресекать деятельность недобросовестных органов по сертификации и испытательных лабораторий, уполномоченных изготовителем лиц. Это поможет не только защитить рынок ЕАЭС от поступления небезопасной продукции, но и обеспечить развитие национальных инфраструктур качества в странах Союза, повысить конкурентоспособность продукции на внешних рынках», – резюмировал Виктор Назаренко.

Руководители национальных органов по аккредитации проинформировали о проведении в странах работ по актуализации национальных частей единого реестра органов по оценке соответствия Союза с учетом дополнительных критериев, установленных Решением Совета ЕЭК от 5 декабря 2018 года №100 и национальным законодательством.

Участники заседания обсудили проект плана работы Совета руководителей на второе полугодие 2020 года. Он включает в себя в том числе вопросы выработки предложений по совершенствованию законодательства стран ЕАЭС в части установления требований к экспертам по аккредитации и техническим экспертам, формирование областей аккредитации органов по оценке соответствия, а также процедур рассмотрения жалоб на деятельность аккредитованных лиц.

«Для Евразийского экономического союза как интеграционного объединения большое значение имеет создание региональной организации по аккредитации с возможностью присоединения к ней не только стран ЕАЭС, но и наших партнеров по СНГ», – подчеркнул Виктор Назаренко.

Основой создания региональной организации по аккредитации ЕАЭС должны стать результаты взаимных сравнительных оценок, которые будут проведены органами по аккредитации государств-членов в следующем году.

Достигнута договоренность об ускорении доработки единого порядка осуществления органами по аккредитации стран ЕАЭС взаимных сравнительных оценок, являющихся инструментом совершенствования национальных систем аккредитации, и достижения равнозначности применяемых в государствах-членах процедур, и его рассмотрении на очередном заседании в августе этого года.

Соответствующие полномочия по утверждению ЕЭК данного порядка включены в подписанный по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета 1 декабря 2019 года Протокол о внесении изменений в Договор о Союзе, который сейчас проходит внутригосударственные процедуры.

Справка
Совет руководителей органов по аккредитации государств-членов Евразийского экономического союза создан Решением Высшего Евразийского экономического совета от 14 мая 2018 года №5 как вспомогательный орган Евразийского экономического союза для развития аккредитации в области технического регулирования в рамках реализации Договора о Евразийском экономическом союзе. Это стало значимым событием для координации деятельности стран по повышению эффективности национальных систем аккредитации, гармонизации требований к органам по оценке соответствия и испытательным лабораториям и противодействия необоснованной выдаче документов об оценке соответствия.
В 2020 году председателем Совета руководителей органов по аккредитации государств ЕАЭС является руководитель органа по аккредитации Республики Беларусь, директор Республиканского унитарного предприятия «Белорусский государственный центр аккредитации» Татьяна Николаева.
Tweet

26 июня заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации Дмитрий Гоголев выступил на международной онлайн-конференции «СИЗ – новые вызовы в новом мире», организованной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Ассоциацией разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Представитель национального органа по аккредитации рассказал о требованиях к аккредитованным лицам и новых рекомендациях по оценке соответствия с учетом сложной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции (COVID–19). В частности, речь зашла о расширенных рекомендациях Минпромторга России и Минэкономразвития России по вопросу проведения инспекционного контроля, отбора образцов и иных плановых работ. Дмитрий Гоголев отметил, что до 31 декабря 2020 г. расширенные рекомендации в равной степени могут применяться органами по сертификации в отношении иностранной продукции и продукции, изготавливаемой на территории Российской Федерации, при наличии соответствующего обращения заявителя.

Представитель Службы подчеркнул, что пандемия стала катализатором ускорения процессов цифровизации. Росаккредитация успешно реализовала пилотный проект по проведению выездных оценок соответствия заявителей и аккредитованных лиц критериям аккредитации в дистанционном формате. До конца текущего года осуществление процедур выездных оценок будет происходить преимущественно путем дистанционного взаимодействия.

В ходе видеоконференции заместитель руководителя Росаккредитации представил обзор тенденций в сфере сертификации СИЗ. За январь-май 2020 г. в России выдано 720 сертификатов соответствия по основным видам СИЗ, из них 495 – на отечественную продукцию, 255 – на импортную продукцию. Больше всего сертификатов выдано на костюмы и перчатки для защиты от пониженных температур, защитные средства от воздействия низких температур, ветра. Среди зарубежных изготовителей большая часть сертификатов выдана на продукцию из Италии и Великобритании.

Среди основных допускаемых при оценке соответствия средств индивидуальной защиты в период пандемии нарушений Дмитрий Гоголев назвал нарушение порядка сертификации, в частности, непроведение испытаний по всем показателям безопасности и (или) проведение испытаний по методикам, не включенным в ТР ТС 019/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», а также подмена схемы сертификации 1С на 5С.

Заместитель руководителя Росаккредитации также сообщил о ходе реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1236 «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него», а также результатах первого заседания Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества.

Внесены изменения в перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований техрегламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
Перечень стандартов дополнен методами исследований (измерений) отдельных показателей безопасности питьевой воды для детского питания, которые отвечают требованиям из приложения № 3 к техрегламенту.
Включены методы по определению некоторых хлорорганических инсектицидов, полихлорированных бифенилов и хлорбензолов методом газовой хроматографии после экстракции «жидкость-жидкость», 2,4-дихлорфеноксиуксусной кислоты – методом газовой хроматографии.
Решение Коллегии ЕЭК позволяет давать полное подтверждение соответствия продукции требованиям техрегламента.

Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение установить до конца лета особый режим вывоза семян подсолнечника с территории Евразийского экономического союза. В настоящее время в отношении этой продукции действует запрет на экспорт, который закончится 30 июня 2020 года. После этого и до 31 августа будет работать разрешительный порядок по экспорту.

«Особый режим вывоза продукции обусловлен повышенным спросом на мировом рынке и связан с формированием запасов иностранными партнерами для обеспечения продовольственной безопасности на фоне коронавируса. До сбора нового урожая в Союзе необходимо обеспечить семенами подсолнечника внутренний рынок, предупредив образование возможного дефицита», — прокомментировал принятое решение министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.

Учитывая большой объем мощностей по производству подсолнечного масла, который был создан в государствах-членах ЕАЭС в последние годы, в ЕЭК не видят опасностей затоваривания или формирования чрезмерно низких цен на продукцию со стороны потребителей сырья. А с учетом того, что РФ является одним из крупнейших экспортеров на указанном рынке, мера способна дополнительно простимулировать переработку семян подсолнечника на таможенной территории Союза с последующей продажей в дальнее зарубежье уже готовых товаров.

ГОСТ 814-2019 РЫБА ОХЛАЖДЕННАЯ. Технические условия — ВЗАМЕН ГОСТ 814-96;
ГОСТ 815-2019 СЕЛЬДИ СОЛЕНЫЕ. Технические условия — ВЗАМЕН ГОСТ 815-2004;
ГОСТ 16080-2019 РЫБЫ ЛОСОСЕВЫЕ ТИХООКЕАНСКИЕ СОЛЕНЫЕ.
Технические условия — ВЗАМЕН ГОСТ 16080-2002;
ГОСТ 16676-2019 Консервы рыбные УХА И СУПЫ. Технические условия — ВЗАМЕН ГОСТ 16676-71;
ГОСТ 16978-2019 КОНСЕРВЫ РЫБНЫЕ В ТОМАТНОМ СОУСЕ. Технические условия-
ВЗАМЕН ГОСТ 16978-99;

Все ранее зарегистрированные декларации и выданные сертификаты подлежат переоформлению, даже если сроки действия были установлены на три года, поскольку на момент выдачи документов существовали только проекты ГОСТов.

Роспотребнадзор опубликовал обновленные рекомендации для организаций общественного питания, согласно которым расстояние между столиками после снятия ограничений из-за коронавируса должно составлять 1,5 метра.

В предыдущих рекомендациях оно составляло 1 метр.

«Размещение столов в предприятиях общественного питания с соблюдением дистанцирования на расстоянии 1,5 метра», — сказано в документе, опубликованном в понедельник, 1 июня.
Также согласно документу в кафе и ресторанах перед началом рабочего дня сотрудникам будут измерять температуру, уточнять информацию о состоянии здоровья, включая членов семьи, а также были ли у них контакты с заболевшими.
Находиться на рабочем месте они должны в масках, причем создание запаса средств индивидуальной защиты лежит на владельцах заведений.
На входе в заведение необходимо установить дозаторы с дезинфекторами или антисептические салфетки.

Приказом Минпромторга России от 30.04.2020 N 1399 с 30 апреля 2020 г. признаны утратившими силу акты РСФСР и не действующими на территории РФ акты СССР в области производства пищевой продукции, общественного питания и торговли, в том числе:
• Приказ Министерства торговли РСФСР от 12 ноября 1975 г. N 368 «О Правилах пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания»;
• Приказ Министерства торговли РСФСР от 7 февраля 1984 г. N 44 «О нормах санитарной одежды, санитарной обуви и санпринадлежностей для работников предприятий системы Министерства торговли РСФСР»;
• Письмо Министерства торговли РСФСР от 1 марта 1984 г. N 057 «Об изменении норм естественной убыли мяса и мясопродуктов при холодильной обработке и хранении на распределительных холодильниках торговли»;
• Приказ Министерства торговли СССР от 27 декабря 1983 г. N 308 «О Нормах санитарной одежды, санитарной обуви и санпринадлежностей для работников предприятий системы Министерства торговли СССР»;
• Письмо Министерства торговли СССР от 30 декабря 1983 г. N 0176-75 «О Сборнике рецептур мучных кондитерских и булочных изделий для предприятий общественного питания»;
• Номенклатура основных типов организаций розничной торговли системы Министерства торговли СССР;
• Указание Министерства хлебопродуктов СССР от 25 марта 1986 г. N 8-18/223 «Об утверждении „Правил“ по бестарной приемке, хранению и отпуску муки»;
• Нормы естественной убыли сыров сычужных твердых при хранении на стеллажах;
• Приказ Министерства торговли СССР от 26 апреля 1990 г. N 46 «О расширении прав предприятий общественного питания в разработке и применении технологической документации».
Документ разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации механизма «регуляторной гильотины» и действует с 30.04.2020 г.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41
«О Порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза» предусмотрена замена декларации о соответствии.
15. Заявитель принимает новую декларацию о соответствии и осуществляет ее регистрацию без представления документов и сведений, предусмотренных подпунктами «б» — «г» пункта 5 настоящего Порядка, в следующих случаях:
выявление в декларации о соответствии и приложениях к ней ошибок (опечаток);
изменение организационно-правовой формы, места нахождения (адреса юридического лица), адреса места осуществления деятельности (в случае, если адреса различаются), номера телефона и (или) адреса электронной почты заявителя;
изменение организационно-правовой формы, места нахождения (адреса юридического лица) изготовителя продукции;
изменение кода (кодов) ТН ВЭД ЕАЭС;
сокращение количества адресов мест осуществления деятельности по изготовлению продукции.
В случае изменения номера телефона и (или) адреса электронной почты заявителя, а также кода (кодов) ТН ВЭД ЕАЭС замена декларации о соответствии и (или) приложений к ней не требуется и осуществляется по усмотрению заявителя.