С 1 сентября в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) прекратили свое действие переходные положения техрегламента на рыбную продукцию.
«В странах ЕАЭС завершилось действие старых документов об оценке соответствия рыбы и рыбной продукции обязательным требованиям, установленным до принятия техрегламента ЕАЭС «О безопасности рыбы и рыбной продукции»», — поясняет директор Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тимур Нурашев.
Теперь вся пищевая рыбная продукция — рыба, водные млекопитающие и беспозвоночные, водоросли и другие водные растения — выпускается в обращение исключительно с документами об оценке соответствия требованиям технического регламента, а не как ранее с документами об оценке соответствия требованиям, в том числе национального законодательства.
Речь идет не только о свежих рыбе и другой водной продукции. Документы на соответствие требованиям рыбного техрегламента нужны на охлажденные, мороженные, вяленые, сушеные, маринованные, соленые, подкопченные и многие другие виды продуктов. Среди них — пищевая рыбная продукция для детского питания, фарш, консервы, пресервы, икра, пищевой жир из рыбы, водных млекопитающих и беспозвоночных и т.д.
Он напомнил, что этот технический регламент Союза был принят Советом ЕЭК в 2016 году. Тогда же определены переходные положения, в том числе продляющие время применения ранее выданных деклараций о соответствии и сертификатов соответствия. Это позволило бизнесу постепенно перейти к новым требованиям безопасности к рыбе и рыбной продукции, обновив технологию производства.
Техрегламентом ЕАЭС установлены единые обязательные для применения и исполнения во всех странах Союза требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на союзном рынке. А также нормы по маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения в ЕАЭС. Кроме того, документ распространяется на требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Технический регламент определил микробиологические нормативы безопасности, максимально допустимые уровни содержания в пищевой рыбной продукции ветеринарных препаратов и лекарственных средств, гигиенические требования, пищевую ценность и показатели безопасности пищевой рыбной продукции для питания детей и другие.
На союзный рынок не допускается пищевая рыбная продукция, произведенная из ядовитых рыб ряда семейств, не соответствующая потребительским свойствам по органолептическим показателям, мороженная, имеющая температуру в толще продукта выше минус 18°C, подвергнутая размораживанию в период хранения, содержащая опасные для здоровья человека биотоксины (фикотоксины).
Технический регламент предусматривает, что рыбная продукция, отвечающая установленным нормам и прошедшая оценку соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС.
Госконтроль за соблюдением требований техрегламента осуществляется согласно законодательству государств-членов. Уполномоченные органы стран Союза обязаны предпринять все меры для ограничения и запрета выпуска пищевой рыбной продукции, не соответствующей техрегламенту, а также для изъятия ее из обращения.

При производстве продукции, а также при осуществлении входного контроля сырья на пищевых предприятиях, следует обращать внимание на возможность применения национальных и межгосударственных стандартов, разработанных на основе (взамен) ранее действующих:

Номер и наименование ранее действующего документа Номер и наименование принятого документа
ГОСТ 6823-2000
«Глицерин натуральный сырой. Общие технические условия» ГОСТ 6823-2017
«Глицерин натуральный сырой. Общие технические условия»
ГОСТ Р 52100-2003
«Спреды и смеси топленые. Общие технические условия» ГОСТ 34178-2017
«Спреды и смеси топленые. Общие технические условия»
ГОСТ 1750-86
«Фрукты сушеные. Правила приемки, методы испытаний»
ГОСТ 13341-77 «Овощи сушеные. Правила приемки, методы отбора и подготовка проб» ГОСТ 34125-2017
«Фрукты и овощи сушеные. Правила приемки, отбор и подготовка проб»
ГОСТ 27853-88
«Овощи соленые и квашеные, плоды и ягоды моченые. Приемка, отбор проб» ГОСТ 34129-2017
«Овощи соленые и квашеные, фрукты соленые и моченые. Правила приемки, отбор и подготовка проб»
ГОСТ Р 54678-2011
«Продукты томатные концентрированные. Общие технические условия» ГОСТ 3343-2017
«Продукты томатные концентрированные. Общие технические условия»
ГОСТ 1681-71
«Смеси сушеных овощей для первых блюд. Технические условия» ГОСТ 1683-2017
«Смеси сушеных овощей для первых блюд. Технические условия»
ГОСТ Р 53972-2010
«Овощи соленые и квашеные. Общие технические условия» ГОСТ 34220-2017
«Овощи соленые и квашеные. Общие технические условия»
ГОСТ Р 53118-2008
«Варенье. Общие технические условия» ГОСТ 34113-2017
«Варенье. Общие технические условия»
ГОСТ Р 51926-2002
«Консервы. Икра овощная. Технические условия» ГОСТ 2454-2017
«Консервы. Икра овощная. Технические условия»
ГОСТ Р 54050-2010
«Консервы натуральные. Горошек зеленый. Технические условия» ГОСТ 34112-2017
«Консервы овощные. Горошек зеленый. Технические условия»
ГОСТ Р 53958-2010
«Консервы натуральные. Кукуруза сахарная. Технические условия» ГОСТ 34114-2017
«Консервы овощные. Кукуруза сахарная. Технические условия»
ГОСТ Р 54680-2011
«Консервы. Компоты. Общие технические условия» ГОСТ 816-2017
«Консервы. Компоты. Общие технические условия»
ГОСТ 20845-2002
«Креветки мороженые. Технические условия» ГОСТ 20845-2017
«Креветки мороженые. Технические условия»

Ряд стандартов пересматриваются и будут переизданы:
ГОСТ 814-96 «Рыба охлажденная. Технические условия»;
ГОСТ 815-2004 «Сельди соленые. Технические условия»;
ГОСТ 16080-2002 «Лососи дальневосточные. Технические условия»;
ГОСТ 16676-71 «Консервы рыбные. Уха и супы. Технические условия»;
ГОСТ 16978-99 «Консервы рыбные в томатном соусе. Технические условия».
О сроках вступления в силу новых ГОСТов мы сообщим дополнительно.

99% всех людей, перемыв посуду, оборачиваясь на плиту, думают: «Черт, ещё и сковородка!»

Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние состояние.

Приказом Росстандарта от 06.08.2019 N 1872 утвержден состав проектного технического комитета (ПТК) по стандартизации «Экологически чистая сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие».

Председателем комитета назначена заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.

Проектный технический комитет был создан в рамках реализации плана мероприятий по созданию российских защищённых брендов экологически чистой продукции.

В число основных задач ПТК входит организация разработки, экспертизы, согласования и подготовки к утверждению проектов стандартов, в том числе межгосударственных и международных, подготовка предложений по их утверждению или отклонению, организация пересмотра и разработки изменений стандартов, проведение консультаций в области деятельности ПТК, экспертиза проектов стандартов и другие.

«Разработка данных стандартов — одно из плановых мероприятий, проводимых совместно Минсельхозом России, Росстандартом и Роскачеством, которые в итоге позволят разделить понятия экологической и органической продукции и избавят потребителей от связанной с этим путаницы», — отметила заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.

По материалам:
https://roskachestvo.gov.ru

План совместных Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) мероприятий на 2019–2023 годы принят 14 августа в Будапеште (Венгрия) в ходе встречи члена Коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Александра Субботина с заместителем генерального директора ФАО, региональным представителем по Европе и Центральной Азии Владимиром Рахманиным.
Во встрече приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Венгрии Александр Пономарёв, Полномочный Посол Республики Казахстан в Венгрии Нурбах Рустемов и Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Венгрии Владимир Сергеев.
Реализация плана мероприятий будет способствовать расширению практического сотрудничества с ФАО по вопросам аграрной политики и продовольственной безопасности. Приоритетными направлениями совместной работы определены растениеводство и защита растений, животноводство и охрана здоровья животных, продовольственная политика, а также проведение совместных исследований в области новейших аграрных технологий.
Активное взаимодействие с ФАО в рамках этих направлений позволит повысить конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства, развить кооперацию в сельском хозяйстве путем внедрения инноваций, вовлечь неправительственные организации в процесс принятия решений в сфере продовольственной безопасности. Результатом сотрудничества станет также разработка новых и пересмотр действующих стандартов по фитосанитарным мерам, развитие биотехнологий и селекции сельскохозяйственных растений и животных, повышение уровня безопасности пищевых продуктов государств-членов, расширение аграрно-продовольственного экспорта.
Александр Субботин выразил уверенность, что «реализация плана мероприятий послужит хорошей основой для использования передового опыта в рамках различных направлений согласованной агропромышленной политики стран Евразийского экономического союза».
Министр ЕЭК рассказал об основных направлениях аграрной политики государств-членов, отметив важность взаимодействия для формирования единых правил ветеринарного и фитосанитарного контроля в рамках ЕАЭС. Александр Субботин призвал ФАО активно способствовать обеспечению ветеринарной и фитосанитарной безопасности за пределами Союза.
Стороны обсудили вопросы практической реализации достигнутых договорённостей в рамках действующего Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и ФАО. Владимир Рахманин высказался за расширение сотрудничества со странами Евразийского региона, проинформировал об основных направлениях работы ФАО со странами ЕАЭС, а также о наиболее важных мероприятиях, запланированных в текущем году.

1 августа состоялся визит делегации Евразийской экономической комиссии в Федеральную службу по аккредитации, в рамках которого руководитель Службы Алексей Херсонцев и член Коллегии (министр) по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко обсудили актуальные вопросы сотрудничества в сфере аккредитации и возможности взаимодействия по вопросам аккредитации на площадках Евразийского экономического союза.
В состав делегации ЕЭК вошли также директор Департамента технического регулирования и аккредитации Тимур Нурашев, заместитель директора Департамента технического регулирования и аккредитации Вячеслав Бурмистров, помощник члена Коллегии (министра) по техническому регулированию Вадим Гулин, начальник отдела аккредитации и гармонизации государственного контроля Департамента технического регулирования и аккредитации Владимир Кобяков.
Делегацию ЕЭК ознакомили с итогами деятельности национального органа по аккредитации за 2018 г. и первую половину 2019 г. Отдельно представители ЕЭК были проинформированы о ходе реализации проекта Россия – ОЭСР «Техническое взаимодействие по вопросам совершенствования российской системы надлежащей лабораторной практики (НЛП)» 2018–2019 гг. Представителям ЕЭК продемонстрировали возможности ФГИС Росаккредитации, в частности по работе с реестром аккредитованных лиц, карточками аккредитованных лиц, сервисом электронной регистрации деклараций о соответствии, аналитическими инструментами, конфигуратором областей аккредитации.
В ходе совещания также были затронуты вопросы эффективности сертификации серийной продукции, оценки соответствия зарубежной продукции, разработки справочника (классификатора), включаемого в состав ресурсов единой системы нормативно-справочной информации ЕАЭС, реализации Решения Совета ЕЭК от 5 декабря 2018 г. № 100 «О Порядке включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения». Стороны поддержали идею провести ряд мероприятий по обмену опытом перехода на новые версии международных стандартов ISO/IEC 17011:2017 и ISO/IEC 17025:2017.

Обновленные рекомендации
по предотвращению выпуска в обращение опасной продукции
Опубликованы рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) № 22.
В документе представлен план по организации совместной работы государственных органов стран-участниц объединения по предотвращению реализации товаров, не отвечающим требованиям технических регламентов.
Даны краткие рекомендации по действиям с опасной продукции в отношении органов государственного надзора, таможенных органов.
Сведения о несоответствующей продукции в таможенные органы и органы госконтроля других союзных стран должны включать в себя:
• полную информацию о самой продукции и нарушения положений регламентов с уточнением статьи/пункта и т. д.;
• товаросопроводительные документы на продукцию;
• регистрационный номер и срок действия документа об оценке соответствия;
• дату выявления нарушения;
• сведения о производителе/продавце;
• наименование органа госнадзора, выявившего нарушение;
• информацию о принятых мерах.
Ознакомиться с документом можно по ссылке.

Обязательная цифровая маркировка обувных товаров
В России вступила в силу обязательная маркировка продукции средствами идентификации. Маркировка товара предполагает присвоение уникального кода каждой единице товара, создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация. Уникальный код позволит получить информацию о передвижении товара (от производства до расчета за него).

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28 апреля 2018 года с 1 июля 2019 года обязательная маркировка вводится в отношении обуви, а с 1 декабря 2019 года обязательной маркировке подлежат:
• духи и туалетная вода;
• шины и покрышки;
• предметы одежды (в том числе рабочей) из натуральной или композиционной кожи;
• трикотажные блузки и блузы машинного или ручного вязания;
• пальто, полупальто, накидки, плащи, ветровки, штормовки мужские и женские;
• постельное, столовое, туалетное и кухонное белье;
• фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.
Ознакомиться с Распоряжением Правительства РФ вы можете по ссылке

В случае несоблюдения требований по маркировке товара производители, поставщики и продавцы могут понести административную и уголовную ответственность.

Если была произведена немаркированная продукция, подлежащая обязательной маркировке:
• ИП должен будет заплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
• Юридическое лицо – от 50 до 100 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Продажа продукции без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации:
• Физическое лицо должно заплатить штраф от 2 до 4 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
• ИП – штраф от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
• Юридическое лицо – штраф от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно ст. 15.12 «Кодекса РФ об административных правонарушениях»

Производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров в крупном и особо крупном размере уголовно наказуемы по статье 171.1 УК РФ.

Напомним, что с 1 марта 2019 года обязательной маркировке товара подлежит табачная продукция.

Отмена устаревших документов в области сертификации
Общественное обсуждение проекта Минпромторга России завершилось 1 августа 2019 г. Проект устанавливает перечень нормативных документов по стандартизации и метрологии. В ходе дискуссии были подняты вопросы об отмене проведения сертификации продукции в соответствии с документами, которые утрачивают свою силу в связи с утратой актуальности.
Под отмену попало более 20 документов, среди которых постановления Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации:
• № 7 от 4 апреля 1997 г. «Об утверждении документа «Правила проведения сертификации продукции в Системе сертификации металлообрабатывающих станков».
• № 16 от 30 июля 1997 г. «Об утверждении «Правил сертификации пиротехнической продукции».
• № 28 от 18 сентября 1997 г. «О принятии и введении в действие Правил проведения сертификации табака и табачных изделий».
• № 37 от 28 ноября 1997 г. «Об утверждении и введении в действие «Правил проведения сертификации отдельных видов лесопромышленной продукции».
• № 78 от 8 октября 1998 г. «Об утверждении и введении в действие «Правил проведения сертификации нефтепродуктов» и т. д.

Все виды товаров, указанных групп продукции, уже попадают под действие профильных технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), поэтому отмена устаревших документов носит условный характер.
Напомним, что в настоящее время на территории РФ действует Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., который устанавливает общие принципы и правила функционирования системы технического регулирования для стран-участниц союза.