Одобрены изменения в План разработки и пересмотра технических регламентов Союза.
6 сентября 2017 года, состоялось опубликование и вступление в силу принятого двумя днями ранее распоряжения Коллегии ЕЭК № 120 «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О внесении изменения в план разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза».
Данным распоряжением одобрен проект решения Совета ЕЭК по внесению изменений в План разработки и пересмотра техрегламентов, которым предполагается дополнить раздел II Плана новой позицией – 34.
Указанная позиция предусматривает, что в технический регламент ТС «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) будут внесены изменения в части актуализации приложений № 1 – 5. Как известно, обозначенные приложения содержат перечни разрешенных к использованию в парфюмерно-косметических продуктах красителей, консервантов, УФ-фильтров, а также перечень запрещенных к применению веществ и перечень веществ, разрешенных к использованию с учетом принятых ограничений.
Ответственным государством за разработку актуализированных указанных перечней признана Республика Беларусь.
Проект изменений прошел процедуру общественного обсуждения летом нынешнего года.
Напомним, технический регламент «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» был принят решением Комиссии Таможенного союза № 799 от 23 сентября 2011 года. На территории Союза документ действует с 1 июля 2012 года. На текущий момент в отношении проекта изменений № 2 данного технического регламента в Евразийском экономическом союзе проводится внутригосударственное согласование.
В свою очередь, План разработки ТР ЕАЭС и внесения изменений в ТР ТС утвержден решением Совета ЕЭК № 79 от 1 октября 2014 года. В июле текущего года Коллегией ЕЭК был одобрен проект решения Совета Комиссии, которым предлагается дополнить план внесения изменений в ТР ТС новой позицией – 33 (речь идет о правках технического регламента по безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах).

Правительство РФ предлагает исключить возможность осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, в уведомительном порядке без получения лицензии

Законопроектом устанавливается, что лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в том числе в случае, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юрлица или ИП (в настоящее время указанная деятельность по заказам либо для обеспечения собственных нужд юрлица или ИП осуществляется в уведомительном порядке).

Предусматривается, что Правительством РФ в целях осуществления лицензионного контроля может быть изменена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от отнесения деятельности юрлица, ИП или используемых ими производственных объектов к определенным категории риска, классу (категории) опасности.

Определяются особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. В частности, заявления о предоставлении лицензии, дубликата, копии лицензии, о переоформлении лицензии и о прекращении лицензируемого вида деятельности могут быть поданы в форме электронных документов, подписанных УКЭП с использованием в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Также заявления могут быть представлены в МФЦ или направлены в лицензирующий орган по почте. При этом в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, проводится внеплановая документарная проверка, а внеплановая выездная проверка не проводится.

С 1 января 2019 года вступает в силу технический регламент ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017)

При этом предусмотрено, что отдельные положения указанного регламента вступают в силу после разработки соответствующих межгосударственных стандартов.

Регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ЕАЭС требования безопасности предназначенной для реализации упакованной питьевой воды (включая природную минеральную воду), требования к процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке.

Настоящее решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

5 сентября 2017 года было официально опубликовано решение Совета Евразийской экономической комиссии №45 от 23 июня 2017 года «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду». Этим решением был принят Технический регламент ТР ЕАЭС 044/2017 «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду», а также установлена дата вступления его в силу — 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 года вступает в силу технический регламент ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017).
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 45 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду»
При этом предусмотрено, что отдельные положения указанного регламента вступают в силу после разработки соответствующих межгосударственных стандартов.
Регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ЕАЭС требования безопасности предназначенной для реализации упакованной питьевой воды (включая природную минеральную воду), требования к процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке.
Настоящее решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

На вопросы отвечает директор Центра технической экспертизы ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Андрей Васильев.

1. Хочу переделать цельнометаллический фургон Volkswagen Transporter в пассажирский. Как это сделать по закону?

На автомобиле нужно демонтировать штатную перегородку, отделяющую пассажирский салон от грузового отсека, а также остеклить салон с использованием безопасных стекол, имеющих маркировку, которая подтверждает соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН № 43 (Единообразные предписания, касающиеся безопасных материалов для остекления и их установки на транспортных средствах). Стёкла следует устанавливать в соответствии с технологией, применяемой изготовителем: либо с использованием резинового уплотнения, либо на клеевой состав. Необходимо выполнить и обивку салона. Кроме того, нужно установить дополнительный (центральный) сигнал торможения красного цвета, если его нет. Сиденья надо зафиксировать на силовых элементах пола кузова крепежными элементами промышленного изготовления. Для обеспечения безопасности пассажирских перевозок штатные пассажирские сиденья должны быть оборудованы трехточечными ремнями.
2. По документам полная масса автомобиля Mercedes-Benz Atego составляет 12 800 кг. Как снизить допустимую массу до 12 тонн?

Никак. Допустимая (полная) масса автомобиля указывается изготовителем и остается неизменной на протяжении всего срока эксплуатации. Мнение о том, что после демонтажа одного или нескольких листов рессор можно документально оформить снижение полной массы, ошибочно.

3. Как зарегистрировать удлинение автомобиля, переделанного в стретч-лимузин?

Данные работы, связанные с вмешательством в несущую систему автомобиля, не являются внесением изменений в конструкцию — это изготовление единичного транспортного средства. Соблюдение требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение проверяется в испытательной лаборатории, аккредитованной на подтверждение соответствия техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств». В случае единичного транспортного средства, изготовленного в порядке индивидуального технического творчества, требуется проведение полного комплекса испытаний.
Как показывает практика, донорами для таких машин служат автомобили, заведомо не соответствующие экологическим нормам. Кроме того, с 1 января 2017 года все выпускаемые в обращение транспортные средства, в том числе изготовленные в порядке индивидуального технического творчества, должны быть оборудованы системой экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС), автоматически срабатывающей при опрокидывании.

4. Хочу переоборудовать седельный тягач для буксировки полуприцепов‑цистерн с нефтепродуктами. Что для этого нужно?

Транспортное средство, предназначенное для перевозки опасных грузов, должно соответствовать требованиям Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, глава 9.2). Перечислим их:

электропроводку тягача необходимо надежно закрепить и проложить так, чтобы провода были хорошо защищены от механических и термических воздействий;
устройство управления переключателем следует установить в кабине водителя и защитить кожухом от случайного срабатывания;
касательно топливных баков: при утечке топливо должно стекать на землю, не попадая на нагретые части транспортного средства или на груз;
систему выпуска отработавших газов (включая выхлопные трубы) нужно расположить или защитить таким образом, чтобы груз не подвергался опасности перегрева или воспламенения;
части системы выпуска отработавших газов, расположенные непосредственно под топливным баком (с дизельным топливом), должны быть удалены от него минимум на 100 мм или отделены от бака теплозащитным экраном;
автомобиль следует оснастить антиблокировочной системой тормозов и ограничителем скорости, а также укомплектовать двумя или более противооткатными упорами, двумя знаками аварийной остановки, огнетушителями, проблесковым маячком, информационными табличками.

5. Какие требования предъявляются к тонировке?
Светопропускание ветрового стекла и стекол, обеспечивающих передний обзор с места водителя, должно составлять не менее 70%. Это требование не распространяется на задние стёкла легкового автомобиля, если тот оборудован двумя наружными зеркалами заднего вида. Светопропускание остальных стекол не нормируется. Не допускается тонировка, создающая зеркальный эффект.

6. Как перевозить животных в машине?

Определенные требования установлены только для промышленной перевозки птицы и крупного рогатого скота. А домашних питомцев нужно перевозить в автомобиле так, чтобы они не мешали водителю и не стали причиной аварийной ситуации. Рекомендуется использовать контейнеры для перевозки, удерживающие устройства и сетки, отгораживающие багажный отсек, где находится животное, от пассажирского.

7. Можно ли на БМВ третьей серии 2002 года выпуска (снят с производства) установить двигатель от более старой модели? Этот агрегат дешевле и, на мой взгляд, надежнее.

В соответствии с пунктом 75 Технического регламента Таможенного союза 018/2011, после внесения изменений в конструкцию транспортного средства должно сохраниться соответствие требованиям безопасности, действовавшим на момент выпуска транспортного средства. То есть установить на автомобиль двигатель от более старой модели разрешат лишь при условии, что не ухудшатся показатели безопасности. В первую очередь это касается экологического класса. Также недопустимо увеличение мощности или крутящего момента более чем на 25% по сравнению с теми же параметрами штатных двигателей, устанавливаемых на этот автомобиль.

Не знаешь, как уложить детей спать?

Стакан коньяка!

Стакан коньяка — и, хрен с ними, пусть не спят!

С начала 2018 года вступают в силу глобальные изменения законодательства, которые касаются всех организаций: коммерческих и бюджетных, и к которым необходимо начать готовиться уже сегодня: Каждая организация РФ обязана будет открыть в банке счет ЭСКРОУ и зарезервировать на нем денежные средства (в соответствии с количеством работников), которыми она не сможет распоряжаться, и др. Последние важные изменения ТК РФ: увеличились штрафы за нарушения законодательства о труде до 1 млн. руб., более того, увеличивается число надзорных органов, и причины, по которым к работодателю могут прийти с проверкой. Минтруд и Трудовая инспекция теперь обязаны реагировать даже на анонимные жалобы. Вдобавок к этому, будут серьезно штрафовать и дисквалифицировать руководителя на срок до трех лет за нарушения трудового законодательства. Таким образом, как административная, так и уголовная ответственность работодателя значительно усилились. И если ранее работодателю было проще заплатить штраф, чем выполнять все необходимые законом предписания, то в новых условиях работодателю стоит соблюдать трудовое законодательство, внести необходимые изменения в ЛНА и Трудовые договоры — это сбережет его «кошелек» и обеспечит работников нормальными условиями труда.

1 сентября 2017 года вводится в действие Технический регламент ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции»

Самым ожидаемым событием для производителей рыбной продукции станет введение в действие ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции». Это новый этап в формировании ЕАЭС. Введение нового регламента будет способствовать формированию единого рынка рыбной продукции по средствам унификации требований, но при этом несет для производителей ряд вызовов.

Введение в действие данного регламента долго откладывалось, подобная неопределенность очень волновала производителей рыбной продукции. Механизм разработки и утверждения регламентов ЕАЭС достаточно сложный, на всех этапах требуется согласование на межгосударственных уровнях.

Все технические регламенты Евразийского экономического союза (Таможенного союза), а также изменения в них разрабатываются и принимаются в порядке, установленном Положением о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза, утвержденным Решением Совета ЕЭК от 20 июня 2012 г. № 48.

Решения по техническим регламентам относятся к категории решений, оказывающим влияние на условия ведения предпринимательской деятельности, и принимаются с учетом результатов проведения оценки их регулирующего воздействия. Проекты решений по регламентам обсуждаются публично, поступившие замечания учитываются ЕЭК и рассматриваются ответственным разработчиком технического регламента.

Эксперты государств – членов ЕАЭС (представители органов по стандартизации, профильных технических комитетов по стандартизации, промышленности и бизнес-сообщества) участвуют в разработке технического регламента (изменений в технический регламент) в рамках Рабочей группы, которая формируется ответственным разработчиком технического регламента.

Проанализировав наиболее часто задаваемые вопросы, мы постарались обратить внимание на наиболее важные аспекты внедрения ТР ЕАЭС 040/2016.

Сфера действия рыбного регламента

Распространяется:

На всю рыбную продукцию и процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Не распространяется:

— на процессы разведения и выращивания (доращивания) рыбы и др. (но на продукцию аквакультуры распространяется);

— на специализированную пищевую рыбную продукцию (за исключением пищевой рыбной продукции для детского питания);

— на биологически активные добавки к пище и пищевые добавки;

— на процессы производства, хранения, перевозки и утилизации пищевой рыбной продукции непромышленного изготовления;

— на для личного потребления;

— на продукцию из земноводных и пресмыкающихся;

— на непищевую рыбную продукцию (рыбный клей, рыбная мука).

Производители должны помнить, что несоблюдение требований технических регламентов является серьезным правонарушением в соответствии с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» № 195-ФЗ.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Введение нового рыбного регламента вынуждает производителей производить пересмотр не только нормативно-технической документации, но и внимательнее относиться к нормированию пищевых добавок (по ТР ТС 029/2012) и к маркировке потребительской и транспортной упаковки (по ТР ТС 022/2011).

НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ:

Вместе с введением в действие ТР ЕАЭС 040/2016, вступает в силу и ТР ТС 029/2012, в связи с этим производителям следует обратить внимание на различие в допустимых нормах использования консервантов для соленой рыбной продукции и пресервов, при том, что это практически одинаковая продукция по большинству параметров.

Термины и определения по ТР ЕАЭС 040/2016:

«пресервы» — соленая пищевая рыбная продукция, содержание которой от массы нетто составляет не менее 65 процентов для рыбы, 55 процентов — для водных беспозвоночных, икры, водных млекопитающих и других водных животных, а также водорослей и других водных растений, с массовой долей поваренной соли не более 8 процентов, с добавлением или без добавления пищевых добавок, гарниров, соусов, заливок, в плотно и (или) герметично укупоренной потребительской упаковке, подлежащая хранению в соответствии с условиями, установленными изготовителем;

«соленая пищевая рыбная продукция» — пищевая рыбная продукция, обработанная поваренной или морской солью, с добавлением или без добавления пряностей, их экстрактов, сахара, пищевых добавок, готовая к употреблению.

При том, что пресервы и рыба соленая являются фактически похожей продукцией, но в соответствии с ТР ТС 029/2012 допустимое содержание бензойной и сорбиновой кислот (самые популярные консерванты в рыбоперерабатывающей промышленности) в пресервах 0,2%, в соленой рыбе – 0,02%, что в 10 раз ниже. Данное обстоятельство может приводить к порче соленой рыбной продукции, либо предприятия будут вынуждены выходить из положения, повышая процентное содержание соли или сокращая сроки годности.

Следует также обратить внимание, что в соответствии с ТР ЕАЭС 040/2016:

При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из рыбы масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 5 процентов от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).

При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из разделанных или очищенных ракообразных и продуктов их переработки масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 7 процентов от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).

При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из неразделанных ракообразных масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 14 процентов от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).

При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из прочей пищевой рыбной продукции масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 8 процентов от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).

Данные нормативы могут для многих производителей глазированной рыбной продукции показаться неудобными.

ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ

Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения, живой рыбы, живых водных беспозвоночных и оформление ее результатов осуществляются в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части ветеринарно-санитарной экспертизы.

Подтверждение соответствия пищевой рыбной продукции проводится в форме декларирования соответствия по схеме 3д, 4д или 6д.

В главе XI ТР ЕАЭС 040 «О безопасности рыбы и рыбной продукции» во взамосвязи с ТР ТС 021 указано, что после завершения процедур подтверждения соответствия заявитель формирует комплект документов, который включает в себя:

а) документы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 93 ТР ЕАЭС 040 «О безопасности рыбы и рыбной продукции»;

б) протокол (протоколы) исследований (испытаний), проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), включенной в единый реестр органов по оценке соответствия Союза;

в) зарегистрированную декларацию о соответствии.

Декларация о соответствии подлежит регистрации в порядке, предусмотренном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. № 76.

Срок действия декларации о соответствии при декларировании соответствия пищевой рыбной продукции по схеме 3д составляет не более 3 лет, по схеме 6д – не более 5 лет. Срок действия декларации о соответствии для партии пищевой рыбной продукции (схема 4д) устанавливается заявителем, но не может превышать срок годности пищевой рыбной продукции.

СИСТЕМА ХАССП ОБЯЗАТЕЛЬНА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ!

ТР ТС 021/2011. Статья 10. Обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации

Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.

С момента введения в действие рыбного регламента действие статьи 10 ТР ТС 021/2011 будет автоматически распространяться на рыбоперерабатывающие предприятия. Следовательно отсутствие системы ХАССП будет являться поводом для административного наказания в соответствии с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» № 195-ФЗ, а именно по статье 14.43. За повторное совершение данного административного правонарушения в течение года влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц — от 700 тыс. руб. до 1 млн руб. с конфискацией предметов административного правонарушения, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ ХАССП

При всей угрозе штрафных санкций, введение системы ХАССП на предприятии играет исключительно положительную роль. Как показывает опыт, на многих предприятиях не на должном уровне соблюдаются санитарные нормы и правила. Разработка обязательной системы ХАССП для рыбоперерабатывающих предприятий направлена на предотвращение воздействия опасных факторов, которые угрожают безопасности продукта и процесса производства. Система ХАССП должна гарантировать ее непрерывную эффективность.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЮ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ?

Предстоящий период введения технических регламентов будет сложным для производителей, которым придется адаптироваться к новым требованиям. В ближайшее время не исключены корректировки в рыбном регламенте, что требует усиленного внимания к обновлениям.

При этом обращаем внимание, что в сети интернет не всегда можно найти актуальную версию регламентов.

Можно констатировать, что в переходный период невозможно выработать однозначный алгоритм действия, производителям рыбной продукции потребуется постоянная информационная поддержка.

Приказ Росстата от 21.08.2017 N 541 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий».
Обновлены статистические формы, по которым представляется информация о деятельности предприятий в сфере энергетики, нефтегазовой отрасли, сельского хозяйства, химической промышленности, а также о деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей

Утверждены следующие статистические формы:

1) Годовые, действующие с отчета за 2017 год:

— N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации»;

— N 23-Н «Сведения о производстве, передаче, распределении и потреблении электрической энергии»;

— N 4-ТЭР «Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов»;

— N 6-ТП «Сведения о производстве тепловой и электрической энергии объектами генерации (электростанциями)»;

— N 6-ТП (гидро) «Сведения о работе гидроэлектростанции»;

— N 1-кооператив «Сведения о деятельности перерабатывающего сельскохозяйственного потребительского кооператива»;

— N 1-натура-БМ «Сведения о производстве, отгрузке продукции и балансе производственных мощностей»;

— N МП (микро) — натура «Сведения о производстве продукции микропредприятием»;

— N 1-ТЭК (бур) «Сведения о строительстве скважин на нефть и газ»;

— N 1-ТЭК (нефть) «Сведения об эксплуатации нефтяных скважин»;

— N 2-ТЭК (газ) «Сведения об эксплуатации газовых скважин»;

— Приложение к форме N 1-натура-БМ «Сведения о производстве и отгрузке композитных материалов»;

— N 1-ХО «Сведения о производстве КОХ и ФСФ-химикатов, подлежащих объявлению и контролю по Конвенции»;

— N 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя»;

— N МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия»;

2) Месячные — с отчета за январь 2018 года:

— N 1-ДАП «Обследование деловой активности организаций добывающих, обрабатывающих производств, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха»;

— N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;

— Приложение N 2 к форме N П-1 «Сведения о производстве военной (оборонной) продукции»;

— N ПМ-пром «Сведения о производстве продукции малым предприятием»;

— N 1-ИП (мес) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем»;

3) Квартальные — с отчета за январь — март 2018 года:

— N П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации»;

— N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;

4) Квартальная — с отчета за I квартал 2018 года:

— N ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, осуществляющих обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха».

С введением нового статистического инструментария признаются утратившими силу ранее применявшиеся формы.