admin

Российские ведомства и бизнес-сообщества должны выполнить задачу до середины октября. А пока сферу общественного питания приводят в пример как отрасль с избыточными требованиями.
По поручению премьер-министра Дмитрия Медведева до 15 октября главы Роспотребнадзора, Минпромторга, Минюста, Минэкономразвития и бизнес-сообщество должны представить в правительство предложения о пересмотре санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН) к организациям общепита. Также Медведев поручил подумать о переходе к применению при организации питания требований, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза, передаёт РБК.
• Минэкономразвития подготовило альтернативу СанПиН для общепита
• Рестораторы предлагают реформировать надзор за общепитом
По информации издания, дискуссия о необходимости изменить требования к общепиту началась в 2019 году после конфликта Роспотребнадзора и сети кафе-кондитерских «Андерсон». Весной основательница сети Анастасия Татулова пожаловалась: сотрудники ведомства во время плановой проверки проводят в её кафе по пять-шесть часов и выясняют, моют ли зелень в уксусе, как того требуют действующие СанПиН. По результатам этой проверки Роспотребнадзор объявил о нарушениях в 14 из 17 кафе «Андерсон» в Москве, а Татулова заявила о клевете и намерении подать против ведомства иск об ущербе деловой репутации.
Позднее и Роспотребнадзор, и рестораторы пытались создать свои способы регулирования общепита, но так и не смогли договориться. В августе Минэкономразвития предложило свой вариант под названием «Белая книга»: в основу документа легли требования из общего для стран ЕАЭС техрегламента «О безопасности пищевой продукции» и рекомендации по их соблюдению. Министерство предложило их в качестве замены действующих избыточных и устаревших СанПиН. Свой вариант предлагал и Минпромторг, но на сегодня инициативы пока не приняли к реализации.
Между тем ещё в январе Медведев приводил сферу общественного питания как пример отрасли с избыточными требованиями. Облегчить жизнь бизнесу председатель правительства предлагал с помощью «регуляторной гильотины» к 1 февраля 2020 года.
Новую модель регулирования работы общепита кабмин предлагает опробовать сначала только в отдельных регионах. Предлагается запустить эксперимент по ограничению контроля надзорных органов в заведениях Москвы, Татарстана и Калининградской области с 1 января 2020 года.
Предполагается, что изменения коснутся не только правил работы общепита, но и наказаний за их нарушение. По поручению премьер-министра Минюст и Минэкономразвития должны до 11 ноября подготовить и внести в правительство поправки в Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся приостановки деятельности кафе, если они нарушили требования к организации питания и это причинило вред здоровью граждан. Среди предложений, которые прорабатываются в аппарате правительства, – снизить сроки приостановки деятельности предприятия общепита с 90 до 10 дней.

Приказом Росалкогольрегулирования от 19.11.2019 N 318 введен в действие Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ.

Регламентом устанавливается порядок взаимодействия между уполномоченными органами власти и заявителями при предоставлении государственной услуги по выдаче марок для маркировки алкогольной продукции, а также:

— сроки предоставления услуги,

— исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем, основания для отказа в оказании государственной услуги либо приостановления предоставления,

— формы контроля за надлежащим качеством предоставления государственной услуги, в том числе досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействий) уполномоченного органа и его должностных лиц.

Кроме прочего, Регламентом утвержден ряд типовых форм, среди которых:

— форма заявления о выдаче федеральных специальных марок,

— форма заявления об отказе в предоставлении государственной услуги,

— форма заявления об исправлении допущенных опечаток (ошибок) в выданных заявителю документах.

При применении технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016) очень часто возникают вопросы о подтверждении соответствия непереработанной рыбной продукции.

Согласно разделу II «Основные понятия» -«непереработанная пищевая рыбная продукция» — пищевая рыбная продукция, изготовленная из рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих и других водных животных, а также водорослей и других водных растений, не прошедшая переработку (обработку).
«Переработка (обработка)» — термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.
Министерством сельского хозяйства были даны разъяснения о том, что пищевая рыбная продукция – непереработанные фарш, пельмени, котлеты относятся к рыбному кулинарному полуфабрикату, в процессе изготовления которого используется механическая обработка и не используется термическая обработка, копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.
Подтверждение соответствия требованиям технических регламентов такой продукции осуществляется в форме ветеринарно-санитарной экспертизы.

МОСКВА, 13 февраля 2020 г. – 14 529 бытовых тонометров россиян бесплатно проверили метрологи Росстандарта в рамках социальной акции ведомства «Будь уверен! Будь здоров!». Акция охватила более 100 городов во всех федеральных округах. В столице мероприятие прошло при содействии Департамента здравоохранения города Москвы.
Специалисты метрологических институтов, а также центров стандартизации и метрологии Росстандарта проверяли точность приборов с помощью эталонного оборудования. 9,9% тонометров были признаны неточными, а значит непригодными для контроля состояния здоровья.
«Социальная акция Росстандарта помогает большему количеству людей узнать о важности проверки своих измерительных приборов на точность измерений для безопасности жизни. В этом году средний возраст посетителей – 61 год. С одной стороны, это в основном пожилые люди, для которых выше риски сердечно-сосудистых заболеваний. С другой стороны, участники акции «омолодились», и средний возраст уменьшился на три года по сравнению с 2019 годом. Большинство принесенных тонометров были автоматическими, но встречались и ртутные экземпляры, изготовленные по ГОСТу 1974 года. Самыми частыми причинами неисправности тонометров стали негерметичность манжеты и превышение погрешности показаний», – рассказал Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.
В ходе акции посетители интересовались у экспертов, каких мер стоит придерживаться, чтобы тонометр всегда показывал точные данные. Перед покупкой тонометра нужно обязательно убедиться в том, что манжета подходит по полноте руки. Для использования несколькими членами семьи лучше приобрести тонометр с функцией хранения показателей нескольких человек. Если тонометр не поддерживает такую функцию, следует обнулять данные в памяти после каждого использования.
При регулярном использовании тонометра важно измерять давление в одно и то же время суток, в спокойном состоянии и в соответствии с инструкцией к прибору. Необходимо следить за состоянием манжеты и герметичностью соединительных трубок. Если во время измерения манжета самопроизвольно расстегивается, следует заменить ее на новую той же марки. При интенсивном использовании тонометра специалисты советуют заменять манжету один раз в год. Также следует своевременно заменять элементы питания. Предпочтительней пользоваться тонометром от розетки, а не от батареек.
В целом, контролировать точность тонометра рекомендуется не реже одного раза в два года.

В рамках информационного проекта «Топливо без обмана» Росстандарт публикует обновленную по итогам 2019 года Карту качества топлива России. По результатам госнадзора и исследования в аккредитованных лабораториях на карте визуализирована ситуация на рынке топлива в субъектах, в зависимости от фактов оборота суррогата и доли выявляемых нарушений.
Презентация карты состоялась 20 ноября 2019 года в рамках общественных слушаний о качестве топлива во Владимирской области. Тогда она отражала ситуацию по итогам проверок за 9 месяцев 2019 года.
На карте наглядно показано, в каких регионах проблема качества топлива является острой, а в каких наличие фальсификата практически отсутствует. Такая оценка необходима территориальным управлениям Росстандарта и другим заинтересованным органам власти для принятия решений по организации надзорных мероприятий. Также информация будет полезна властям субъектов Российской Федерации для определения дальнейших совместных с надзорными органами действий в этой области.
Также Росстандарт предоставляет возможность ознакомиться с перечнем конкретных объектов, на которых по результатам исследований, проведенных в аккредитованных лабораториях, выявлена реализация фальсифицированного топлива: https://www.gost.ru/documentManager/rest/file/load/1578665383707. Данный перечень публикуется в соответствии с пунктом 5.3.5 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства от 17 июня 2004 г. № 294, а также в соответствии с частью 12 статьи 7 и пунктом 3 статьи 39 Федерального закона «О техническом регулировании».
Всего в течение 2019 года Росстандартом проведены проверки 1 087 АЗС. По их результатам несоответствующее требованиям технического регламента топливо выявлено в 8,9% случаев (97 АЗС).
Росстандарт, являясь органом государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента к автомобильному бензину, дизельному и судовому топливу, мазуту, ежегодно реализует надзорные функции в отношении организаций нефтепродуктообеспечения. В результате проводимой ведомством работы доля несоответствующего требованиям и фальсифицированного топлива на рынке сократилась с более чем 20% в 2015 году до 8,9% по итогам проверок за 2019 год.
Улучшение ситуации на топливном рынке связано как с систематической работой с основными участниками рынка, так и со вступлением с 29 января 2018 года в силу изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке (Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 446-ФЗ), предусматривающих введение «оборотного» штрафа.
В настоящее время за нарушения требований технического регламента применяются положения статьи 14.43.1 Кодекса. В части несоответствия характеристик топлива, относящихся к физико-химическим показателям, налагается административный штраф в размере 1% совокупного размера выручки, полученной от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента, но не менее 500 тыс. рублей. В качестве наказания за повторное нарушение требований технического регламента предусматривается наложение административного штрафа в размере 3%, но не менее 2 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
С Картой качества топлива за 2019 год можно ознакомиться в приложении к новости в разделе «Документы»
https://www.gost.ru/portal/gost/home/presscenter/news

Росстандарт наделен полномочиями по надзору за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017) и «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 046/2018). Соответствующее постановление №31, которым внесены изменения в распределение государственных надзорных функций за техническими регламентами ЕАЭС, подписано 22 января Председателем Правительства России Михаилом Мишустиным.
Установлено, что государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента ЕАЭС «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию» начнет осуществляться с 1 января 2022 года одновременно со вступлением в силу технического регламента.
Кроме того, надзор за соблюдением технического регламента ЕАЭС «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники» (ТР ЕАЭС 037/2016) закреплен за Росстандартом (в части изделий электротехники и радиоэлектроники, реализуемых не для нужд потребителей) и Роспотребнадзором (в части изделий электротехники и радиоэлектроники, реализуемых для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд).
Росстандарт ранее осуществлял надзор за соблюдением требований к указанной продукции в соответствии с п. 6 ведомственного Положения (постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года №294), предусматривающего осуществление контрольно-надзорных полномочий за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством России отдельных решений о закреплении этих функций за надзорными ведомствами.
Закрепление актом Правительства России за Росстандартом полномочий по надзору за соответствием вышеуказанной продукции обязательным требованиям позволит ведомству эффективнее осуществлять планирование надзорных мероприятий. Это, в свою очередь, является важным элементом достижения цели по минимизации обращения опасной продукции на рынке, а также по защите прав приобретателей продукции, добросовестных производителей и созданию благоприятных условий для развития предпринимательского климата.

Целью этого решения является создание информационных ресурсов для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Евразийском экономическом союзе.

В соответствии с правилами реализации в рамках интегрированной информационной системы Союза будет осуществляться автоматизированный обмен между уполномоченными органами стран ЕАЭС данными по трем направлениям: о выданных свидетельствах о государственной регистрации продукции; об обнаружении инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) и распространении на таможенной территории Союза продукции, опасной для жизни, здоровья человека и окружающей среды, а также о принятых санитарных мерах; о введении временных санитарных мер.

Реализация общих процессов в сфере санитарных мер поможет оперативно информировать о возникновении угроз и чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, принимать своевременные санитарные меры, а также не допустить ввоз, обращение и транзит опасной продукции, подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.

Повысится эффективность взаимодействия между уполномоченными органами и органами стран Союза, выполняющими контрольно-надзорные функции, включая таможенные органы. Сведения в сфере применения санитарных мер станут доступнее. Появится возможность использовать информацию из баз данных для аналитической обработки и статистического анализа в целях эпидемиологического прогнозирования и предупреждения вспышек заболеваний.

ТР ТС 037/2016 «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники»
С 1 марта 2020 года заканчивается переходный период и вступает в силу ТР ЕАЭС 037 «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники».
Это значит, что на таможне начнут запрашивать наличие деклараций на продукцию (в том числе протоколы испытаний), на которую распространяется данный регламент.
Настоящий технический регламент разработан в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды и устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории ЕАЭС требования по ограничению применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники.
Оценка соответствия изделий электротехники и радиоэлектроники проводиться в форме декларирования.
Подробнее о ТР ЕАЭС 037/2016, на какие изделия электротехники и радиоэлектроники распространяется данный регламент читайте здесь

Изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) вступают в силу с 6 мая 2020 года.
Спешим до вас донести, что нижеперечисленные изменения, вносятся в технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011) на основании решения Совета ЕЭК от 29.03.2019 N 32 с 6 мая 2020 года.
ИЗМЕНЕНИЯ, вносимые в технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011)
ТРЕБОВАНИЯ к значению водородного показателя (рН) для парфюмерно-косметической продукции
ПЕРЕЧЕНЬ веществ, запрещенных к использованию в парфюмерно-косметической продукции

30 января 2020 г. Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Мишустинымподписано постановление Правительства Российской Федерации № 65 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц».
Постановление является первым правительственным актом, отменяющим обязательные требования постсоветского периода, принятым во исполнение поручения Президента Российской Федерации по реализации механизма «регуляторной гильотины».
Постановление подготовлено Минэкономразвития России совместно с Росаккредитацией и предусматривает признание утратившими силу с 1 января 2021 г. 11 постановлений Правительства, а также отмену 68 актов федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают обязательные требования для аккредитованных в национальной системе аккредитации лиц, среди которых:
— акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок формирования и ведения реестра сертификатов соответствия;
— акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие требования к аккредитованным лицам в сфере проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
— 50 актов Госстандарта по правилам проведения сертификации с 1993 по 2003 гг., принятых еще под Закон 1993 г. «О сертификации продукции и услуг»
— акты Минэкономразвития России, касающиеся требований к аккредитованным лицам, отчетности, порядка, регистрации деклараций и ведения реестров деклараций о соответствии;
— акты о формах сертификатов соответствия, принятые Минпромэнерго России в 2006-2007 гг.
Утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации дан старт отмены действующих в различных сферах обязательных требований постсоветского периода в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации необходимо не только отменить обязательные требования, но и ввести в действие новые нормы, которые будут содержать актуализированные требования, разработанные с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
С учетом сроков, необходимых для подготовки бизнеса и органов власти к новым требованиям, у Минэкономразвития России остается фактически полгода на то, чтобы принять необходимые актуальные требования, до этого обсудив их с профессиональным и экспертным сообществом.
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти ведется работа по подготовке новых целевых структур нормативного регулирования в каждой сфере общественных отношений, на основе которых будет осуществляться разработка проектов нормативных актов, содержащих актуализированные обязательные требования.
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Федеральной службы по аккредитации Алексей Херсонцев подчеркнул, что первыми в стране отменены устаревшие обязательные требования в сфере деятельности аккредитованных лиц. «Как руководитель национального органа по аккредитации, хочу подчеркнуть, что для всех участников национальной системы аккредитации, конечно, важен не столько сам факт отмены, сколько то регулирование, которое вступит в силу 1 января 2021 г. вместо отмененного. Минэкономразвития России совместно с Росаккредитацией уже подготовлен проект новой структуры регулирования в сфере аккредитации, который в декабре 2019 г. был одобрен отраслевой рабочей группой. Актуализированная структура нормативного регулирования в сфере аккредитации разработана с учетом современных тенденций и требований международных организаций в сфере аккредитации», — сообщил глава национального органа по аккредитации.
В рамках нового регулирования Минэкономразвития России совместно с Росаккредитацией будут обновлены критерии аккредитации, требования к отчетности аккредитованных лиц, а также разработаны единые правила формирования реестра сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, их регистрации.
«Предварительно предложения Минэкономразвития России и других ведомств прошли детальную экспертизу членов рабочей группы «Оценка соответствия», созданной по предложениям бизнес-сообщества и с участием ведущих специалистов в этой области. Рабочая группа обратилась в РСПП с просьбой организовать на своей площадке проведение мероприятий по разъяснению принципов «регуляторной гильотины» для выявления наиболее острых вопросов регулирования и получения обратной связи от отраслевых бизнес-объединений и их представителей», — отметил председатель Общественного совета при Федеральной службе по аккредитации Владимир Саламатов.