admin

План совместных Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО) мероприятий на 2019–2023 годы принят 14 августа в Будапеште (Венгрия) в ходе встречи члена Коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Александра Субботина с заместителем генерального директора ФАО, региональным представителем по Европе и Центральной Азии Владимиром Рахманиным.
Во встрече приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Венгрии Александр Пономарёв, Полномочный Посол Республики Казахстан в Венгрии Нурбах Рустемов и Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Венгрии Владимир Сергеев.
Реализация плана мероприятий будет способствовать расширению практического сотрудничества с ФАО по вопросам аграрной политики и продовольственной безопасности. Приоритетными направлениями совместной работы определены растениеводство и защита растений, животноводство и охрана здоровья животных, продовольственная политика, а также проведение совместных исследований в области новейших аграрных технологий.
Активное взаимодействие с ФАО в рамках этих направлений позволит повысить конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства, развить кооперацию в сельском хозяйстве путем внедрения инноваций, вовлечь неправительственные организации в процесс принятия решений в сфере продовольственной безопасности. Результатом сотрудничества станет также разработка новых и пересмотр действующих стандартов по фитосанитарным мерам, развитие биотехнологий и селекции сельскохозяйственных растений и животных, повышение уровня безопасности пищевых продуктов государств-членов, расширение аграрно-продовольственного экспорта.
Александр Субботин выразил уверенность, что «реализация плана мероприятий послужит хорошей основой для использования передового опыта в рамках различных направлений согласованной агропромышленной политики стран Евразийского экономического союза».
Министр ЕЭК рассказал об основных направлениях аграрной политики государств-членов, отметив важность взаимодействия для формирования единых правил ветеринарного и фитосанитарного контроля в рамках ЕАЭС. Александр Субботин призвал ФАО активно способствовать обеспечению ветеринарной и фитосанитарной безопасности за пределами Союза.
Стороны обсудили вопросы практической реализации достигнутых договорённостей в рамках действующего Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и ФАО. Владимир Рахманин высказался за расширение сотрудничества со странами Евразийского региона, проинформировал об основных направлениях работы ФАО со странами ЕАЭС, а также о наиболее важных мероприятиях, запланированных в текущем году.

1 августа состоялся визит делегации Евразийской экономической комиссии в Федеральную службу по аккредитации, в рамках которого руководитель Службы Алексей Херсонцев и член Коллегии (министр) по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко обсудили актуальные вопросы сотрудничества в сфере аккредитации и возможности взаимодействия по вопросам аккредитации на площадках Евразийского экономического союза.
В состав делегации ЕЭК вошли также директор Департамента технического регулирования и аккредитации Тимур Нурашев, заместитель директора Департамента технического регулирования и аккредитации Вячеслав Бурмистров, помощник члена Коллегии (министра) по техническому регулированию Вадим Гулин, начальник отдела аккредитации и гармонизации государственного контроля Департамента технического регулирования и аккредитации Владимир Кобяков.
Делегацию ЕЭК ознакомили с итогами деятельности национального органа по аккредитации за 2018 г. и первую половину 2019 г. Отдельно представители ЕЭК были проинформированы о ходе реализации проекта Россия – ОЭСР «Техническое взаимодействие по вопросам совершенствования российской системы надлежащей лабораторной практики (НЛП)» 2018–2019 гг. Представителям ЕЭК продемонстрировали возможности ФГИС Росаккредитации, в частности по работе с реестром аккредитованных лиц, карточками аккредитованных лиц, сервисом электронной регистрации деклараций о соответствии, аналитическими инструментами, конфигуратором областей аккредитации.
В ходе совещания также были затронуты вопросы эффективности сертификации серийной продукции, оценки соответствия зарубежной продукции, разработки справочника (классификатора), включаемого в состав ресурсов единой системы нормативно-справочной информации ЕАЭС, реализации Решения Совета ЕЭК от 5 декабря 2018 г. № 100 «О Порядке включения аккредитованных органов по оценке соответствия (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)) в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, а также его формирования и ведения». Стороны поддержали идею провести ряд мероприятий по обмену опытом перехода на новые версии международных стандартов ISO/IEC 17011:2017 и ISO/IEC 17025:2017.

Обновленные рекомендации
по предотвращению выпуска в обращение опасной продукции
Опубликованы рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) № 22.
В документе представлен план по организации совместной работы государственных органов стран-участниц объединения по предотвращению реализации товаров, не отвечающим требованиям технических регламентов.
Даны краткие рекомендации по действиям с опасной продукции в отношении органов государственного надзора, таможенных органов.
Сведения о несоответствующей продукции в таможенные органы и органы госконтроля других союзных стран должны включать в себя:
• полную информацию о самой продукции и нарушения положений регламентов с уточнением статьи/пункта и т. д.;
• товаросопроводительные документы на продукцию;
• регистрационный номер и срок действия документа об оценке соответствия;
• дату выявления нарушения;
• сведения о производителе/продавце;
• наименование органа госнадзора, выявившего нарушение;
• информацию о принятых мерах.
Ознакомиться с документом можно по ссылке.

Обязательная цифровая маркировка обувных товаров
В России вступила в силу обязательная маркировка продукции средствами идентификации. Маркировка товара предполагает присвоение уникального кода каждой единице товара, создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация. Уникальный код позволит получить информацию о передвижении товара (от производства до расчета за него).

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28 апреля 2018 года с 1 июля 2019 года обязательная маркировка вводится в отношении обуви, а с 1 декабря 2019 года обязательной маркировке подлежат:
• духи и туалетная вода;
• шины и покрышки;
• предметы одежды (в том числе рабочей) из натуральной или композиционной кожи;
• трикотажные блузки и блузы машинного или ручного вязания;
• пальто, полупальто, накидки, плащи, ветровки, штормовки мужские и женские;
• постельное, столовое, туалетное и кухонное белье;
• фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.
Ознакомиться с Распоряжением Правительства РФ вы можете по ссылке

В случае несоблюдения требований по маркировке товара производители, поставщики и продавцы могут понести административную и уголовную ответственность.

Если была произведена немаркированная продукция, подлежащая обязательной маркировке:
• ИП должен будет заплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
• Юридическое лицо – от 50 до 100 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Продажа продукции без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации:
• Физическое лицо должно заплатить штраф от 2 до 4 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
• ИП – штраф от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
• Юридическое лицо – штраф от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно ст. 15.12 «Кодекса РФ об административных правонарушениях»

Производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров в крупном и особо крупном размере уголовно наказуемы по статье 171.1 УК РФ.

Напомним, что с 1 марта 2019 года обязательной маркировке товара подлежит табачная продукция.

Отмена устаревших документов в области сертификации
Общественное обсуждение проекта Минпромторга России завершилось 1 августа 2019 г. Проект устанавливает перечень нормативных документов по стандартизации и метрологии. В ходе дискуссии были подняты вопросы об отмене проведения сертификации продукции в соответствии с документами, которые утрачивают свою силу в связи с утратой актуальности.
Под отмену попало более 20 документов, среди которых постановления Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации:
• № 7 от 4 апреля 1997 г. «Об утверждении документа «Правила проведения сертификации продукции в Системе сертификации металлообрабатывающих станков».
• № 16 от 30 июля 1997 г. «Об утверждении «Правил сертификации пиротехнической продукции».
• № 28 от 18 сентября 1997 г. «О принятии и введении в действие Правил проведения сертификации табака и табачных изделий».
• № 37 от 28 ноября 1997 г. «Об утверждении и введении в действие «Правил проведения сертификации отдельных видов лесопромышленной продукции».
• № 78 от 8 октября 1998 г. «Об утверждении и введении в действие «Правил проведения сертификации нефтепродуктов» и т. д.

Все виды товаров, указанных групп продукции, уже попадают под действие профильных технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), поэтому отмена устаревших документов носит условный характер.
Напомним, что в настоящее время на территории РФ действует Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., который устанавливает общие принципы и правила функционирования системы технического регулирования для стран-участниц союза.

Совет ЕЭК принял технический регламент ЕАЭС «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств»

Документ распространяется на холодильники, телевизоры, компьютеры, стиральные и посудомоечные машины, кондиционеры воздуха, комнатные вентиляторы, водяные насосы и другие электроприборы. Он разработан Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) совместно со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), чтобы обеспечить энергетическую эффективность этих приборов и сберечь тем самым энергоресурсы.

Кроме того, техрегламент ЕАЭС поможет предупредить действия недобросовестных предпринимателей, которые порой вводят потребителей в заблуждение относительно энергетической эффективности таких устройств.

Для лучшего информирования покупателей отдельные виды энергопотребляющих устройств будут снабжены специальными этикетками и техническими листами об энергетической эффективности. Устанавливаются классы энергоэффективности таких устройств. Также техрегламент предусматривает утверждение Комиссией форм этикеток энергетической эффективности.

Энергопотребляющие устройства будут выпускаться на рынок Союза, только если отвечают нормам названного технического регламента и других техрегламентов, которые на них распространяются, и при условии, что прошли определенную процедуру оценки соответствия. Они маркируются единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС.

В соответствии с решением Совета ЕЭК намечено поэтапное введение в действие отдельных требований техрегламента Союза, что позволит обеспечить плавный переход производителей энергопотребляющих устройств на единые обязательные требования.
Tweet

О вступлении в силу межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»
27–28 июня 2019 г. в г. Пятигорске на 55-м заседании Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации принят межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Приказом Росстандарта от 15 июля 2019 г. № 385-ст документ вводится в действие в качестве национального стандарта 1 сентября 2019 г.

Резолюцией Генеральной ассамблеи Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC) от 4 ноября 2016 г. № 15 установлен трехлетний период перехода испытательных и калибровочных лабораторий на деятельность по новой версии международного стандарта ISO/IEC 17025:2017.

Русскоязычная версия международного стандарта ISO/IEC 17025:2017 по инициативе Росаккредитациизарегистрирована во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и размещена на сайте Международной организации по стандартизации ISO в 2018 году.

Приказом Росаккредитации от 9 августа 2019 г. № 144 утвержден план перехода участников национальной системы аккредитации (НСА) на применение международного стандарта ISO/IEC 17025:2017 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

Планом перехода предусмотрено проведение на единой образовательной платформе НСА обучающих семинаров для экспертов по аккредитации, должностных лиц Росаккредитации, а также курсов повышения квалификации для экспертов по аккредитации, технических экспертов, руководителей и специалистов испытательных и калибровочных лабораторий по реализации требований межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Кроме того, запланировано проведение семинаров с участием международных экспертов по изучению зарубежного опыта реализации требований международного стандарта ISO/IEC 17025:2017.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим действующую аккредитацию в национальной системе аккредитации в качестве испытательных лабораторий (центров) и калибровочных лабораторий, предлагается утвердить планы перехода на деятельность по стандарту ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, привести руководство по качеству в соответствие с требованиями данного документа и соблюдать в деятельности лаборатории требования системы менеджмента, установленные в руководстве по качеству.

В приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» подготовлены изменения, предусматривающие наличие в системе менеджмента лабораторий требований к системе управления рисками и возможностями, направленные на предотвращение повторных нарушений установленных требований, а также описания (фиксации) результатов этих работ.

Также в соответствии с указанными изменениями в перечне документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, стандарт ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» заменяется на стандарт ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
При предоставлении государственных услуг по аккредитации, расширению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц оценка соответствия заявителей, аккредитованных лиц критериям аккредитации будет проводиться с учетом требований межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, идентичного международному стандарту ISO/IEC 17025:2017 (со дня вступления в силу соответствующих изменений в критерии аккредитации и перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326, в том числе в отношении государственных услуг, зарегистрированных до вступления указанных изменений в силу, по которым не проведена выездная оценка).
Соответственно, разрешение на использование комбинированного знака ILAC (приказ Минэкономразвития России от 22 мая 2014 г. № 283) будет выдаваться Росаккредитацией при условии соответствия испытательных лабораторий (центров), калибровочных лабораторий требованиям стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.
В целях обеспечения получения экспертами по аккредитации адресных рассылок с персональными логинами и паролями доступа на единую образовательную платформу национальной системы аккредитации для прослушивания обучающего курса по переходу на ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 просим до 14 августа 2019 г. актуализировать в личном кабинете во ФГИС Росаккредитации сведения об адресе электронной почты.
«Приказ Росаккредитации от 9 августа 2019 г. № 144 «Об утверждении плана перехода участников национальной системы аккредитации на применение международного стандарта ISO/IEC 17025:2017 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»»

«Великие дела в бизнесе никогда не совершаются одним человеком. Они совершаются командой людей». — Стив Джобс.

Ряд автопроизводителей Республики Беларусь, таких как МАЗ, Юнисон и БелДжи, подтвердили готовность начать выпуск автомобилей с электронными паспортами транспортных средств на свою продукцию, в том числе поставляемую в Российскую Федерацию. Сейчас уже оформлены пять первых электронных паспортов на выпускаемые в Беларуси автомобили марок МАЗ, Geely и Zotye. Таким образом, республика дала старт практической работе с электронными паспортами.

В России вступила в силу обязательная маркировка продукции средствами идентификации. Маркировка товара предполагает присвоение уникального кода каждой единице товара, создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация. Уникальный код позволит получить информацию о передвижении товара (от производства до расчета за него).

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28 апреля 2018 года с 1 июля 2019 года обязательная маркировка вводится в отношении обуви, а с 1 декабря 2019 года обязательной маркировке подлежат:
• духи и туалетная вода;
• шины и покрышки;
• предметы одежды (в том числе рабочей) из натуральной или композиционной кожи;
• трикотажные блузки и блузы машинного или ручного вязания;
• пальто, полупальто, накидки, плащи, ветровки, штормовки мужские и женские;
• постельное, столовое, туалетное и кухонное белье;
• фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.
Ознакомиться с Распоряжением Правительства РФ вы можете по ссылке

В случае несоблюдения требований по маркировке товара производители, поставщики и продавцы могут понести административную и уголовную ответственность.

Если была произведена немаркированная продукция, подлежащая обязательной маркировке:
• ИП должен будет заплатить штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
• Юридическое лицо – от 50 до 100 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Продажа продукции без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации:
• Физическое лицо должно заплатить штраф от 2 до 4 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
• ИП – штраф от 5 до 10 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
• Юридическое лицо – штраф от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно ст. 15.12 «Кодекса РФ об административных правонарушениях»

Производство, приобретение, хранение, перевозка и сбыт немаркированных товаров в крупном и особо крупном размере уголовно наказуемы по статье 171.1 УК РФ.

Напомним, что с 1 марта 2019 года обязательной маркировке товара подлежит табачная продукция.