admin

В ГД внесли проект об обязательном горячем питании для младшеклассников
«В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», Роспотребнадзор, начиная с января 2019 года, системно ведет работу по актуализации санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов… При подготовке проекта единого акта в сфере общественного питания, в него включены актуализированные требования 17 действующих СанПиНов в сфере общественного питания», — говорится в сообщении.
В проекте учитывают особенности питания всех категорий граждан — взрослого и детского населения, инвалидов и лиц, нуждающихся в особом питании, а также питание в детских садах, школах, больницах и других социальных учреждениях, отметили в Роспотребнадзоре.
Часть требований к общественному питанию включены в методические рекомендации и проиллюстрированы в специально разработанных пособиях
МЭР предложило альтернативу СанПиНам после визита Орешкина в детское кафе
По данным «Ведомостей», Минэкономразвития разработало документ, который должен прийти на смену СанПиНам для общепита. Его уже получили в Роспотребнадзоре, а министр Максим Орешкин даже показал владелице сети детских кафе
Министерство экономического развития разработало свою версию норм регулирования рынка общественного питания, призванную отменить избыточные или устаревшие СанПиНы.
Документ получил название «Белая книга индустрии гостеприимства: кафе, рестораны, кондитерские» и в основном включает требования о безопасности пищевой продукции из технического регламента Таможенного союза и рекомендации по их реализации.
Однако в «Белой книге» нет требований, предусмотренных рядом СанПиНов, заявил газете представитель министерства. В частности, туда не попали указания о необходимости помещений под яйцебитню, о замачивании овощей и зелени в уксусном растворе, о мытье посуды ветошью и т.п., сообщают «Ведомости».
«Белую книгу» будут дорабатывать с учетом мнения Роспотребнадзора и представителей отрасли. Требования, которые не попадут в итоговую версию, отменят, а документы, где они указаны, переработают или признают утратившими силу.
Неназванный представитель Роспотребнадзора заявил, что ведомство получило неофициально и пока изучает «Белую книгу», что она носит рекомендательный характер, тогда как сам Роспотребнадзор вместе с бизнесом уже подготовил новую версию СанПиНов для общепита.
Орешкин опубликовал «Белую книгу» на своей странице в Facebook. «Это наш «пилот». Все, что обязательно и важно для безопасности, должно сюда войти, чтобы предприниматель мог ориентироваться на один документ, заниматься своим делом, а не чтением бумаг», — сообщил министр. Минэкономразвития готово обсуждать проект с бизнесом и профильным регулятором, чтобы документ получился оптимальным для всех, добавил он.
Бизнес предложил отменить действующие санитарные нормы для ресторанов .

Роспотребнадзор отчитался о разработке проекта новых санитарных правил и норм для заведений общепита в начале апреля. Организация «Опора России» предложила отменить действующие СанПиНы для ресторанов и кафе и вместо них утвердить новый техрегламент. Главный санитарный врач Федерации рестораторов и отельеров Константин Кривошонок тогда заявил, что действующие в России правила нужно гармонизировать с европейскими и создать методические рекомендации для бизнеса.

На официальном сайте ЕЭК опубликовано Решение №236 от 24 декабря 2019 года о перечне стандартов, необходимых для исполнения и применения требований ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Актуализированный перечень стандартов, необходимых для соблюдения требований регламента на добровольной основе, включает 285 отечественных стандартов стран Союза и 325 межгосударственных стандартов.
Перечень стандартов на методы испытаний содержит 411 межгосударственных стандартов, 141 национальный стандарт стран ЕАЭС, а также 74 методики, 8 методических указаний и 4 инструкции.
Перечни стандартов были созданы ЕЭК совместно с органами государств ЕАЭС. В подготовке перечней принимали участие эксперты и представители бизнеса.
Решение №236 начнет действовать 1 июля 2020 года.

ГОСТ 34185-2017 Пресервы из мелкой неразделанной рыбы в соусе, заливке или масле. ТУ.
ГОСТ 34186-2017 Консервы из краба. ТУ.
ГОСТ 34187-2017 Пресервы из мелкой обезглавленной рыбы в заливке, соусе или масле. ТУ
ГОСТ 34188-2017 Пресервы из разделанной рыбы в соусе или заливке. ТУ.
ГОСТ 34190-2017 Субпродукты рыбы мороженные. ТУ.
ГОСТ 34191-2017 Рыба мелкая вяленая. ТУ.
ГОСТ 20845-2017 Креветки мороженые. Технические условия
ГОСТ 16079-2017 Рыбы сиговые соленые. Технические условия
ГОСТ 34432-2018 Палочки «крабовые» охлажденные и мороженые. Технические условия
ГОСТ 34064-2017 Пресервы из сардины тихоокеанской (иваси) специального посола. Технические условия
ГОСТ 34063-2017 Пресервы-пасты из рыбы, икры рыб и мяса криля. Технические условия
ГОСТ 34421-2018 Консервы из рапаны и трубача. Технические условия.

В 2020 году с 1 июля начинают действовать:
ГОСТ 16978-2019 Консервы рыбные в томатном соусе. Технические условия
ГОСТ 16676-2019 Консервы рыбные. Уха и супы. Технические условия
ГОСТ 16080-2019 Рыбы лососевые тихоокеанские соленые. ТУ
ГОСТ 815-2019 Сельди соленые. ТУ
ГОСТ 814-2019 Рыба охлажденная. ТУ.

МОСКВА, 25 декабря 2019 г. – Какие документы необходимо предоставлять в надзорный орган в случае выявления нарушений при реализации товаров и услуг, рассказал заместитель Руководителя Росстандарта Алексей Кулешов на заседании Общественного совета федерального партийного проекта «Народный контроль».
Проект направлен на организацию мониторинга качества товаров и услуг. Общественный контроль является эффективной формой участия граждан, общественных организаций и бизнеса в развитии потребительского рынка и защите прав потребителей. В этой работе важно грамотно выстроить взаимодействие общественных и мониторинговых организаций с органами государственного контроля. О том, какие нужны документы, а также о форме их предоставления для принятия необходимых мер реагирования органами госнадзора, рассказал замглавы Росстандарта Алексей Кулешов. Это:
– Сопроводительное письмо с указанием наименования и адреса места приобретения продукции, в том числе адреса электронной торговой площадки (интернет-магазина);
– Кассовый и (или) товарный чек, подтверждающий приобретение продукции, идентифицирующий юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) и конкретную продукцию;
– Документы и сведения, подтверждающие факты нарушения требований технических регламентов, причинения вреда, либо угрозы причинения вреда (протоколы испытаний, экспертные заключения);
– Фото- и видео материалы.
Если в рамках надзорных мероприятий выявляются нарушения требований, то к нарушителям применяются административные штрафы, предписания об устранении нарушений и разработке программ мероприятий по предотвращению причинения вреда (отзывные кампании, а также предписания о приостановке реализации продукции). При этом обязательно осуществляется информирование населения через СМИ о фактах наличия на рынке опасной продукции.
В 2018-2019 годах Росстандартом предприняты меры реагирования в отношении 10 организаций на основании поступивших от Роскачества сведений по колесным дискам, приобретенным в интернет-магазинах, а также в отношении 22 организаций – по топливу, приобретенному на АЗС Ставропольского края и Свердловской области.

МОСКВА, 23 декабря 2019 г. – Росстандарт по итогам общественных слушаний, состоявшихся 13 декабря в г. Симферополе под руководством замглавы ведомства Алексея Кулешова, публикует перечень выявленных в 2019 году фактов реализации на АЗС суррогатного топлива в Республике Крым и г. Севастополе, а также фактов уклонения от проверок (файл во вкладке «Документы»). Там же доступен перечень АЗС, на которых нарушений реализации опасного топлива не выявлено.
В целом результаты проверок показывают значительное улучшение ситуации с обращением фальсифицированного топлива на территории Крымского полуострова во втором полугодии 2019 года по сравнению с первым полугодием. Так, доля выявляемого на АЗС фальсификата в регионе в мае-июне текущего года достигала 73,7% от всех проверок, тогда как по итогам второго полугодия этот показатель находится на уровне 21,43%.
При этом, если анализировать ситуацию в разрезе видов топлива, то доля выявленного не соответствующего требованиям технического регламента дизельного топлива во втором полугодии составила 31,25% от всех образцов (10 проб из 32). Доля бензина – 3,5% от всех образцов (2 пробы из 56). Напомним, что по итогам проверок в мае-июне текущего года эти показатели составляли 47,3% по дизельному топливу и 20,5% по бензину соответственно.
Ранее в рамках информационного проекта «Топливо без обмана» Росстандарт опубликовал Карту качества топлива России по результатам надзорных мероприятий за 9 месяцев 2019 года. Республика Крым и г. Севастополь попали в бордовую зону, где доля нарушений превышает 20%, а риск заправиться некачественным топливом является значительным.
«Мы видим существенное улучшение ситуации на территории Крыма в части сокращения оборота суррогатного топлива. Снижение доли нарушителей более чем в три раза – это хороший результат совместной работы с местными властями и другими органами власти. К сожалению, регион до сих пор находится в проблемной, бордовой, зоне. Но я уверен, что до начала курортного сезона 2020 года ситуация улучшится», — отметил, комментируя ситуацию, заместитель Руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.
Росстандарт информирует жителей и гостей Крымского полуострова: при наличии жалоб на качество топлива, реализуемого на АЗС Республики Крым и г. Севастополя, обращаться в отдел госнадзора ЮМТУ Росстандарта по Республике Крым и городу Севастополю (295000 Республика Крым, г. Симферополь, ул. им. газеты «Крымская правда», 61, e-mail: yumtu@yandex.ru).

МОСКВА, 24 декабря 2019 г. – Эксплуатация дизельных двигателей на территории нашей страны имеет свои особенности. Резкая сезонная смена климата, колебания среднесуточных температур – все это необходимо учитывать и тщательно подходить к выбору дизельного топлива. Росстандарт рекомендует автовладельцам заправлять автомобили исключительно зимним дизельным топливом даже в сравнительно теплую погоду.
Дизельное топливо замерзает зимой из-за наличия парафинов. При понижении температуры они кристаллизуются, и вязкость дизеля возрастает. Загустевшее топливо с трудом проходит через элементы топливной системы – двигатель или не заводится, или заводится с трудом, а после запуска работает неустойчиво. Если температура продолжает падать, в топливе образовываются сгустки парафинов, оно превращается в гель и забивает проходные каналы топливного фильтра. В таком случае двигатель завести уже невозможно.
Требования к характеристикам дизельного топлива установлены техническим регламентом Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
В зависимости от условий применения топливо подразделяют на категории:
– Л – летнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре воздуха минус 5 °C и выше;
– Е – межсезонное, рекомендуемое для эксплуатации при температуре воздуха минус 15 °C и выше;
– З – зимнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре воздуха до минус 25 °C (предельная температура фильтруемости – не выше минус 25 °C) и до минус 35 °C (предельная температура фильтруемости – не выше минус 35 °C);
– А – арктическое, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 45 °C и выше.
Определить «на глаз», каким топливом заправят ваш автомобиль, сложно. Но если соблюдать несколько правил, то можно обезопасить двигатель своей машины и не испортить наступающие праздники:
– Заправляйтесь только на проверенных вами АЗС. Если есть сомнения, попросите персонал АЗС предъявить копию документа о качестве топлива (паспорт топлива). Такой паспорт должен быть на каждую партию топлива на АЗС. Он содержит наименование и обозначение марки топлива, сведения об изготовителе (продавце), нормативные и фактические значения характеристик топлива, установленные для данного вида топлива, сведения о наличии или отсутствии присадок.
– Избегайте заправки «псевдотопливом», не являющимся автомобильным – периодически его указывают как «ДТФ» (дизельная технологическая фракция), «ДГК» (дистиллят газового конденсата), «ТБЛ» (топливо бункеровочное легкое), «СМТ» (судовое маловязкое топливо) и т.д. Данная продукция не является аналогом автомобильного дизельного топлива. У такой продукции нет подтверждения возможности эксплуатации ни в летнее, ни тем более в зимнее время. Его использование в автомобилях губительно для двигателя, существенно загрязняет экологию и представляет реальную угрозу жизни и здоровью участникам дорожного движения.
– Не заправляйтесь на АЗС, на которых не указана марка топлива. Информация о марке топлива размещается на топливно-раздаточном оборудовании и отражается в кассовых чеках.
Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.
Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.
Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
В настоящее время допускается выпуск в обращение дизельного топлива только класса К5.
То есть, маркировка зимнего дизельного топлива должна выглядеть следующим образом: ДТ-З-К5.
С фактами реализации на АЗС фальсифицированного топлива с указанием таких точек реализации и адресов можно ознакомиться по ссылке: https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/statecontrol/resultscontrol (перечень публикуется на сайте Росстандарта два раза в год – в июле и январе).

9 декабря в Москве состоялось пленарное заседание Всероссийского форума аккредитованных лиц. Открывая мероприятие, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росаккредитации Алексей Херсонцев отметил, что в течение ближайших двух дней в рамках форума будет обсуждаться широкий круг вопросов, имеющих значение для формирования инфраструктуры доверия.
«Национальная система аккредитации – это основанная на независимой экспертизе инфраструктура доверия между бизнесом, государством и обществом, где основной целью является повышение качества жизни людей»
В национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия ЕАЭС включено около 600 российских органов по сертификации, в то же время прогнозируется дальнейшее сокращение их числа.
«Тренд, связанный с сокращением количества органов по сертификации налицо. Мы рассматриваем их как структурообразующие организации. Государство делегировало им полномочия, связанные с проверкой качества продукции до ее выхода на рынок, и вправе рассчитывать на их надлежащую работу», – считает руководитель Службы.
По мнению Алексея Херсонцева, с каждым годом растет запрос на повышение доверия к результатам оценки соответствия. Потребители уделяют все больше внимания качеству и безопасности приобретаемой продукции. Обеспечение конкурентоспособности отечественной промышленности также требует повышения качества услуг по подтверждению соответствия – разрабатываются новые международные стандарты, растет запрос на деятельность аккредитованных лиц в новых сферах.
Ключевые нормативные изменения, обсуждавшиеся на форуме:
1. ГОСТ ISO/IEC 17025-2019
2. Изменения критериев аккредитации
3. Изменения форм документов
4. Реестр экспертов по сертификации
5. Новое изображение знака национальной системы аккредитации
6. Правила включения в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия ЕАЭС
Руководитель Росаккредитации считает, что основное событие этого года – стандарт ISO/IEC 17025.
Переход на него неизбежен, поэтому вот две вещи важные, по его мнению, в контексте этого стандарта:
1. Необходимость сделать акцент на вопросы связанные с метрологической прослеживаемостью, ведь «доверие основано на том, насколько внимательно сотрудники лаборатории относятся к метрологическим критериям».
2. Наличие штатных сотрудников в рамках одного органа по сертификации: «Эксперты должны понимать миссию органа, в котором они состоят, ощущать олицетворение с ним».
Документ предполагает создание Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества, в ведении которого будет находиться вопрос о включении органов по оценке соответствия в национальную часть единого реестра ЕАЭС. Постановлением введены полномочия Росаккредитации по исключению из реестра организаций при наличии фактов, подтверждающих, что аккредитованное лицо перестало соответствовать установленным критериям.
Кроме того, приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2019 г. № 89 установил новое изображение знака национальной системы аккредитации, внес ряд изменений в оформление документов при оказании государственных услуг в сфере аккредитации.
Алексей Херсонцев также озвучил подходы, на которые ориентируется как руководитель Росаккредитации:
«Просьба помнить о том, что документы, которые сопровождают продукцию, в понимании покупателей продукции – это документы, выданные государством. Все, что вы выдаёте, выдает государство. Мы вправе требовать, чтобы в делах сертификатов была соответствующая документация».
ЕСК полностью поддерживает все озвученное заместителем Министра экономического развития РФ. Мы тоже считаем, что крайне важно выстраивать доверительные отношения со своими клиентами и ответственно подходить к сфере оценки соответствия.
• Именно поэтому мы вот уже 12 лет развиваемся и собираем команду лучших экспертов, для которых миссия, упомянутая Алексеем Херсонцевым, – не пустой звук.
• Именно поэтому мы создаем свою инфраструктуру, включая собственные лаборатории, которым, в первую очередь, мы сами можем доверять.

20 декабря состоялось заседание рабочей группы по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств при Общественном совете при Росаккредитации под председательством президента Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) Дениса Загарина. В заседании приняло участие более 50 человек, в том числе представители Минэкономразвития России, Службы, Минпромторга России, Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, Росстандарта, Национального института аккредитации Росаккредитации, научного и экспертного сообщества, аккредитованных организаций.
Участники заседания рассмотрели вопрос о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. № 413 «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Были представлены проекты типовых областей аккредитации по оценке внесений изменений в конструкцию. Члены рабочей группы отметили, что вопрос о необходимости полного или частичного соответствия данным типовым областям на данный момент требует отдельного обсуждения.
В ходе заседания также обсужден вопрос о подготовке изменений в межгосударственный стандарт ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Экспертам рабочей группы предложили направлять свои предложения непосредственно в технический комитет 056 «Дорожный транспорт».
Начальник Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Росаккредитации Алексей Вихарев довел до участников заседания предварительные итоги внеплановых проверок испытательных лабораторий в части выдачи СБКТС на транспортные средства категории О₄ и соответствия испытательных лабораторий критериям аккредитации. Так, выявлены единичные нарушения требований законодательства. Нескольким аккредитованным лицам выданы предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации. Действие их аккредитации приостановлено до устранения соответствующих нарушений. В настоящий момент срок исполнения предписаний аккредитованными лицами не истек, их отчеты начнут поступать в Росаккредитацию с января 2020 г., решения о восстановлении действия аккредитации (дальнейшей приостановке либо прекращении ее действия) будут приниматься в соответствии с требованиями законодательства к деятельности аккредитованных лиц. По итогам состоявшейся дискуссии было предложено сформировать перечень наиболее часто выявляемых замечаний и подготовить экспертную позицию по ним с учетом действующего законодательства.
На заседании также обсуждались вопросы функционирования ФГИС Росаккредитации и вступления в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 г. № 1236.
С протоколом заседания рабочей группы по вопросам деятельности аккредитованных лиц в сфере оценки соответствия колесных транспортных средств при Общественном совете при Росаккредитации от 20 декабря 2019 г. в ближайшее время можно будет ознакомиться в разделе группы.

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 24 декабря рассмотрела вопросы в сферах таможенно-тарифного, таможенного и технического регулирования, транспорта, интеграции, цифровизации экономик стран Евразийского экономичнского союза (ЕАЭС), кокуренции, налоговой политики и других.

Коллегия ЕЭК утвердила актуализированные перечни стандартов к техрегламенту «О безопасности пищевой продукции».

Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований техрегламента, включает 325 межгосударственных стандартов и 285 национальных стандарта стран ЕАЭС.

Перечень стандартов на методы содержит 411 межгосударственных стандартов, 141 национальный стандарт государств-членов, а также 74 методики, 8 методических указаний и 4 инструкции, которые необходимы для обеспечения требований техрегламента.

Перечни стандартов подготовлены ЕЭК совместно с государственными органами стран ЕАЭС при участии экспертов и представителей бизнес-сообщества и учитывают новые версии межгосударственных стандартов, разработанных и введенных в действие в государствах-членах.

Для своевременной аккредитации испытательных лабораторий с учетом стандартов и методик, впервые включенных в перечни, решение Коллегии ЕЭК вступает в силу с 1 июля 2020 года.

24 декабря приказом Росаккредитации № 274 в качестве документа системы менеджмента утверждена политика использования аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации.
Политика разработана с целью унификации требований к использованию аккредитованными лицами знака национальной системы аккредитации и комбинированного знака с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 22 мая 2014 г. № 283, ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия», а также документов международных организаций по аккредитации и предназначена для сотрудников Федеральной службы по аккредитации и Национального института аккредитации Росаккредитации, экспертов по аккредитации и технических экспертов, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных или претендующих на получение аккредитации в национальной системе аккредитации.
Также в соответствии с приказом до 1 марта 2020 г. аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) и калибровочным лабораториям, получившим разрешение на использование комбинированного знака национальной системы аккредитации и не прошедшим процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с положениями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», рекомендуется направить в Росаккредитацию Декларацию о соответствии лаборатории требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (заполненную по форме Декларации) и Анкету самообследования соответствия лаборатории требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (заполненную по форме Анкеты самообследования).
Аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) и калибровочным лабораториям, не прошедшим процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица в соответствии с положениями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, до момента завершения очередной процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица к заявлению о предоставлении разрешения на использование комбинированного знака ILAC MRA рекомендуется прилагать соответствующие Декларацию и Анкету самообследования.