И организации, и предприниматели, в чью предпринимательскую деятельность входит розничная реализация пива и сопутствующей продукции, интересует вопрос о том, какие в 2018 году предвидятся изменения в пивном законодательстве.
Рассмотрев данную тему, считаем необходимым сразу отметить наличие небольших изменений, влияющих на продажу пива в 2018 году, в Законе об обороте алкоголя.
Так, в Закон об обороте алкоголя внесены коррективы в отдельные статьи, но эти изменения относятся к обороту этилового спирта и лекарственных спиртосодержащих средств, так и к торговле пивными напитками.
Основная же статья, устанавливающая правила продажи пива в розницу, в том числе в рамках оказания услуг общественного питания, практически не изменилась. Напомним, что речь идет о статье 16 Закона об обороте алкоголя.
Пункт десятый указанной статьи был дополнен положениями о том, что бюджетные организации, торгующие в рамках общепита алкоголем с долей этилового спирта в продукте свыше 16,5 %, могут оказывать услуги общественного питания исключительно в стационарных объектах. При этом, если такой объект не находится в собственности учреждения, то в отношении него должен быть заключен договор аренды сроком действия не меньше 12 месяцев.
Если в рамках оказания услуг общепита бюджетные организации не торгуют алкогольными напитками, доля этилового спирта в которых превышает 16,5%, то они также должны иметь для этих целей стационарный торговый объект, однако, каких-либо оговорок, касающихся срока действия договора аренды в этом случае закон не устанавливает.
Изменился также п. 6.1 статьи 11 Закона об обороте алкоголя, устанавливающий определенные ограничения, связанные с потребительской тарой для алкогольных напитков.
Так, с 1 января 2018 года изменения в пивном законодательстве, связанные с тарой, выглядят следующим образом:
Производство и оборот алкоголя в ПЭТ таре, превышающей по объему 1,5 литра, не допускается. Исключением из этого правила являются случаи, когда пиво и пивные напитки производятся на экспорт.
При этом, произведенное с целью зарубежной торговли пиво должно быть маркировано определенным образом.
В соответствии с абз. 3 п. 6.1. ст.11 Закона этикетки на пиве и пивных напитках, подлежащих продаже за пределами РФ, должны содержать надпись «Только на экспорт».
Соответственно ст.26 Закона была дополнена взаимосвязанной с п.6.1 ст.11 Закона нормой.
С 1 января 2018 года п.1 ст.26 Закона об обороте алкоголя дополнен запретом на продажу на территории Российской Федерации пива и пивных напитков в ПЭТ таре объемом свыше 1,5 литра, содержащих на этикетках надписи «Только на экспорт».
Собственно, других нововведений, касающихся пива и вступающих в силу с 1 января 2018 года Закон об обороте алкоголя не содержит, однако на этом обзор изменений в пивном законодательстве не заканчивается.
Теперь, что касается Закона о контрольно-кассовой технике.
Ранее мы уже обсуждали вопрос о порядке применения контрольно-кассовой техники, а именно онлайн-касс, при осуществлении торговли пивом и другими алкогольными напитками.
Так, с 1 июля 2017 года организации и предприниматели, торгующие пивом, обязаны были оснастить свои торговые точки онлайн-кассами с целью передачи сведений о продаже алкоголя оператору фискальных данных.
Между тем, в качестве исключения индивидуальным предпринимателям с патентной системой налогообложения и плательщикам налога на вмененный доход была предоставлена отсрочка до 1 июля 2018 года. Соответственно, предпринимателям на патенте и плательщикам ЕНВД следует подготовиться к установке онлайн-касс к 1 июля 2018 года.
При этом статья 7 Закона о ККТ была дополнена после вступления в силу Федерального закона от 27.11.2017 No337-ФЗ. Нас, в частности, интересуют части 7.1 и 7.3 статьи 7.
Так, согласно п.2 ч.7.1 Закона о ККТ индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику в части указанных видов деятельности до 1 июля 2019 года, если они являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 6 – 9 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры.
Норма отсылает нас к Налоговому кодексу, здесь нас интересуют виды деятельности, указанные в пп.6 и 7 п.2 ст.346.26, звучат они следующим образом:
пп. 6 п.2 ст.346.26 НК – розничная торговля, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
пп.7 п.2 ст.346.26 НК – розничная торговля, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Таким образом, из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения и
• не имеющие работников;
• торгующие пивом в помещениях с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров или в помещениях, не имеющих торгового зала,
вправе не применять ККТ до 1 июля 2019 года.
При этом, в соответствии с ч.7.3 ст.7 Закона о Контрольно-кассовой технике указанные выше индивидуальные предприниматели при трудоустройстве работника обязаны не позднее 30 календарных дней с момента подписания трудового договора с этим работником установить контрольно-кассовую технику и зарегистрировать ее в определённом Законом порядке.
Иных изменений, которые могли бы повлиять на порядок ведения торговли пивом, в Законе о контрольно-кассовой технике не предвидится.
Поэтому можно перейти к следующему, довольно интересному, с нашей точки зрения, нововведению, которое хоть напрямую и не касается реализации пива в 2018 году, но все же является важным в пивной торговле.
Так, в соответствии с федеральным законом от 13.07.2015 No 243-ФЗ, внесшим коррективы в закон о ветеринарии и сопутствующие нормативные акты, с первого января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов должно осуществляться в форме электронного документа.
Это значит, что организации, а также индивидуальные предприниматели, реализующие подконтрольные ветеринарному надзору товары (сюда относится мясная, молочная, рыбная продукция и другие товары, приобретаемые в качестве закусок к пиву), должны в электронном виде фиксировать продажу таких товаров в электронной системе. Называется данная система «Меркурий» и призвана она исключить продажу контрафактной продукции.
Принцип действия системы «Меркурий» заключается в том, что на каждый подконтрольный товар в электронном виде производителем создается и заносится в систему ветеринарный сопроводительный документ (ВСД) с присвоенным ему уникальным номером, подтверждающим безопасность товара. Затем продавец, получивший товарную партию, отражает факт принятия позиции, «погасив» транспортный ВСД в системе.
Для этого предпринимателю или должностному лицу организации достаточно иметь простую электронно-цифровую подпись.
Электронные ветеринарные сопроводительные документы подлежат хранению в системе в течение трех лет.
Что касается ответственности за нарушение требований закона «О ветеринарии», в частности, за уклонение от регистрации в системе, то административного состава у подобного нарушения в КоАПе пока нет.
Однако, ст. 10.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за
нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.
Последствием несоблюдения указанных ветеринарных правил является штраф:
• на гражданина в размере от 500 до 1000 рублей;
• на должностное лицо – от 3000 до 5000 рублей;
• на юридическое лицо – от 10000 до 20000 рублей.
Ознакомиться подробнее с порядком регистрации и работы в ФГИС «Меркурий» можно, обратившись к приказу Министерства сельского хозяйства РФ от 27 декабря 2016 г. № 589.