С 1 января 2017 года вступили в силу нормативные правовые акты, регулирующие организацию независимой оценки квалификации
Пакет нормативных правовых актов Правительства РФ и Минтруда России размещен на сайте Национального совета
С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». В целях реализации указанного федерального закона постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами Минтруда России утвержден ряд документов, регламентирующих различные аспекты организации и проведения процедур независимой оценки квалификации. Среди них:
— Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»;
— Приказ Минтруда России от 19.12.2016 № 758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45043);
— Приказ Минтруда России от 14.12.2016 № 729н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации» (зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2016 № 44817);
— Приказ Минтруда России от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45071);
— Приказ Минтруда России от 12.12.2016 № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации» (зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2016 № 44970);
— Приказ Минтруда России от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления» (зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2016 № 44812);
— Приказ Минтруда России от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45042);
— Приказ Минтруда России от 15.11.2016 № 649н «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре» (зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2016 № 44764);
— Приказ Минтруда России от 01.11.2016 № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45047);
— Приказ Минтруда России от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» (зарегистрирован в Минюсте России 09.01.2017 № 45105). Национальное агентство развития квалификаций (п.1).
Понятием «национальное агентство развития квалификаций» (в настоящем комментарии обозначается также как НАРК, национальное агентство) обозначается автономная некоммерческая организация, в отношении которой обозначены цели ее создания — обеспечение деятельности по развитию квалификаций в России, а также определен состав учредителей — общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Россия.
Право объединений работодателей участвовать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в формировании системы независимой оценки квалификации работника предусмотрено в п.11 ч.1 ст.13 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 358-ФЗ) .
________________
Комментарии.
Автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» (в настоящем комментарии обозначается также как АНО «НАРК»), как указано на ее официальном сайте (адрес сайта: nark.ru), создано Общероссийским объединением работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООР РСПП) и Общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООО РСПП) для формирования современных эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и системы образования.
В соответствии с п.1 комментируемой статьи от имени России функции и полномочия учредителя АНО «НАРК» осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Данная норма согласуется с общими положениями ст.125 части первой ГК РФ, определяющими порядок участия России, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. На основании рассматриваемой нормы издано распоряжение Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. N 2348-р «Об осуществлении от имени Российской Федерации функций и полномочий учредителя автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» , которым определено, что функции и полномочия учредителя АНО «НАРК» от имени России осуществляют Минтруд России и Минобрнауки России.
________________

Согласно пункту 1.1 Устава АНО «НАРК» данная организация является не имеющей членства унитарной социально ориентированной некоммерческой организацией, учрежденной на основе добровольных имущественных взносов учредителей в соответствии с целью, указанной в п.2.1 данного Устава. В пункте 2.1 Устава АНО «НАРК», к которому сделана отсылка, определено, что целью АНО «НАРК» является предоставление услуг в области развития национальной системы квалификаций в России.
Национальный совет (п.2).
Данное понятие определено как национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте РФ для рассмотрения вопросов, касающихся развития квалификаций в России
оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, позволяет планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность граждан на рынке труда;
Понятие «работник» определено в ч.2 ст.20 ТрК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ ) — это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Понятие «работодатель» определено в ч.4 указанной статьи — это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Там же установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Часть 2 комментируемой статьи определяет, что профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
Данные положения воспроизведены в п.5 названных выше Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. N 1204, без какой-либо детализации, т.е. лишь продублированы. При этом в п.6 данных Правил предусмотрено, что лицо, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (соискатель, работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и ЦОК договора о возмездном оказании услуг (обозначается в данных Правила как «договор»).
Национальное агентство развития квалификаций (п.1).
Понятием «национальное агентство развития квалификаций» (в настоящем комментарии обозначается также как НАРК, национальное агентство) обозначается автономная некоммерческая организация, в отношении которой обозначены цели ее создания — обеспечение деятельности по развитию квалификаций в России, а также определен состав учредителей — общероссийские объединения работодателей, общероссийские объединения профессиональных союзов и Россия.
Право объединений работодателей участвовать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в формировании системы независимой оценки квалификации работника предусмотрено в п.11 ч.1 ст.13 Федерального закона от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 358-ФЗ) .
________________
СЗ РФ, 2002, N 48, ст.4741; pravo.gov.ru, 2014, 25 ноября.

Автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» (в настоящем комментарии обозначается также как АНО «НАРК»), как указано на ее официальном сайте (адрес сайта: nark.ru), создано Общероссийским объединением работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООР РСПП) и Общероссийской общественной организацией «Российский союз промышленников и предпринимателей» (ООО РСПП) для формирования современных эффективных механизмов взаимодействия бизнеса и системы образования.
В соответствии с п.1 комментируемой статьи от имени России функции и полномочия учредителя АНО «НАРК» осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Данная норма согласуется с общими положениями ст.125 части первой ГК РФ, определяющими порядок участия России, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. На основании рассматриваемой нормы издано распоряжение Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. N 2348-р «Об осуществлении от имени Российской Федерации функций и полномочий учредителя автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» , которым определено, что функции и полномочия учредителя АНО «НАРК» от имени России осуществляют Минтруд России и Минобрнауки России.