Цель Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. О том, какие препятствия существуют на внутренних рынках союза, когда и как их планируется устранить и могут ли появиться новые, в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Карине Минасян.
— ЕЭК создает Белую книгу, где будут отражены все существующие в ЕАЭС препятствия. Зачем понадобилось ее формировать? Из чего она будет состоять?
— В настоящее время мы завершаем работу над докладом «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза». Доклад (Белая книга) подготовлен для выработки дальнейших шагов по реализации задачи, поставленной президентами наших стран, — обеспечить функционирование внутреннего рынка Евразийского экономического союза без барьеров, изъятий и ограничений. В его основе лежит совместная работа всех заинтересованных сторон: государственных органов, бизнес-сообщества стран — членов ЕАЭС, а также использованы наилучшие международные практики и опыт по выявлению и устранению препятствий на внутренних рынках в интеграционных объединениях.
В докладе отражены практические результаты работы по выявлению и устранению препятствий на внутренних рынках союза. Государствами-членами и комиссией проработана и согласована терминология («барьеры», «изъятия», «ограничения»), которая будет заложена в основу методологии разделения всех препятствий Евразийского экономического союза на категории.
Также в докладе приведена матрица изученной концентрации препятствий на товарных рынках союза, разработанная на основании классификатора мер регулирования.
Одним из основных разделов доклада является реестр препятствий на внутреннем рынке союза, в который включены барьеры и ограничения, выявленные на конец 2016 года, а также изъятия, зафиксированные в договоре о ЕАЭС. Реестр станет отправной точкой для дальнейшей оценки работы по устранению препятствий.
Кроме практических результатов в докладе мы приводим предлагаемые механизмы дальнейших действий: разработку методологии разделения препятствий на барьеры, изъятия, ограничения, разработку механизма оказания комиссией содействия в досудебном урегулировании споров между государствами-членами, формирование аналитического аппарата степени реализации четырех свобод — определение рейтингов стран по уровню свободы движения товаров, услуг, степени рисковости рынков, другие инструменты.
— Какие существуют разновидности препятствий?
— Все препятствия в союзе мы разделяем на барьеры, изъятия и ограничения. Работа над понятийным аппаратом проводится с учетом ранее выработанного принципа о недопустимости барьеров в союзе и допустимости изъятий и ограничений, но необходимости их минимизации.
Под барьерами мы понимаем несоответствие мер регулирования государств-членов праву союза.
Ограничения — это пробелы в сферах права союза, по которым предусмотрено развитие регулирования правовых отношений на уровне ЕАЭС.
Что касается изъятий, то здесь своя специфика. В комиссии мы используем термин «недоинтеграция». Речь идет о вопросах, которые еще не урегулированы на уровне союза или зафиксированы в договоре о ЕАЭС именно как изъятия. Можно сказать, что это те издержки, которые несет бизнес из-за того, что в государствах-членах действуют разные нормы и требования.
Мы хотели бы прийти к созданию среды, в которой предприниматели, ознакомившись с законодательством своей страны на родном языке, будут уверены, что в другой стране ЕАЭС действуют такие же правила. Конечно, эта ситуация идеальная, но в некоторых вопросах мы приблизились к такому формату.
— Будут ли отражены в Белой книге изъятия и ограничения, введенные на двусторонней основе странами — участницами ЕАЭС, или она будет охватывать только общие барьеры? Например, значительный резонанс получила ситуация, связанная с поставками белорусского продовольствия в Россию. Как ЕЭК может повлиять на ее разрешение?
— В отношении поставок белорусского продовольствия в Россию профильные департаменты комиссии проводят работу по урегулированию ситуации в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными правом союза. Со своей стороны мы проводим мониторинг вводимых Российской Федерацией мер.
В Белую книгу включены все вопросы, которые согласно с выработанными комиссией совместно с государствами союза терминами являются барьерами, изъятиями и ограничениями, в том числе те, которые затрагивают только взаимоотношения между отдельными странами. Но такие вопросы, скорее, исключение, чем правило. В основном большая часть препятствий затрагивает интересы всех государств-членов. Просто одни страны больше заинтересованы в устранении барьеров, изъятий и ограничений, например, в сфере государственных закупок, другие — в сфере регулирования алкогольного рынка, третьи — в сфере налоговой политики.
— Какие в ЕАЭС остаются препятствия, и что с ними планируется делать?
— В настоящее время в реестре препятствий Евразийского экономического союза их зафиксировано около 200, примерно половину составляют изъятия (107), ограничений 56, а оставшаяся часть — это барьеры — их 24. Как видим, барьеров наименьшее количество, но исходя из принципа необходимости реализации четырех свобод на пространстве союза и помня о том, что барьеры — это все-таки несоответствие праву союза, то есть недопустимые препятствия, их число мы стремимся сократить.
Этой работой в Евразийской экономической комиссии занимается Департамент функционирования внутренних рынков. Департамент следит за тем, как страны выполняют уже достигнутые договоренности в союзе. То есть занимается выявлением и устранением так называемых барьеров. Для этого мы проводим консультации с государствами-членами, устанавливаем первопричину проблемы и связанные с этим риски для предпринимателей и государств ЕАЭС, ну а дальше совместными усилиями ищем выход. Если он не находится, выносим информацию о барьере на обсуждение коллегии, которая определяет наши последующие шаги.
— Появляются ли в ЕАЭС новые барьеры и если это так, то с чем связано?
— Говорить о том, что в ЕАЭС появляется большое количество новых барьеров, конечно, не приходится. Возникновение незначительного числа новых барьеров связано в первую очередь с попытками стран ЕАЭС защитить отдельные сектора национальных экономик.
Безусловно, все прекрасно понимают, что государства ЕАЭС находятся в разных экономических ситуациях. Это требует проведения специфической государственной политики, что учитывается и в решениях, принимаемых на наднациональном уровне. Важно не забывать, что наше интеграционное объединение еще слишком молодое, и ни в коем случае не умалять значимости уже достигнутых результатов. Постепенно мы идем вперед.
— Можно назвать примеры существующих препятствий и тех, что удалось устранить в 2015-2016 годах?
— Конечно. К примеру, обязательное медицинское страхование не было доступно в России для трудящихся из стран ЕАЭС, хотя согласно договору о союзе такой доступ должен быть обеспечен. В конце прошлого года Российская Федерация нас уведомила о решении этого вопроса: с 1 января медицинские полисы ОМС могут получить все трудящиеся из государств ЕАЭС, что означает доступ к расширенному спектру медицинских услуг, в том числе технологичных.
— Что вам представляется наиболее важной и интересной задачей на 2017 год?
— Думаю, во многом это все то, что касается перевода экономики ЕАЭС на цифровые рельсы. Объединив наш интеллектуальный потенциал, мы сможем совершенно по-новому взглянуть на наши уже старые проблемы и решить их на цифровом витке развития.
Цифровая трансформация экономики ЕАЭС — это серьезный вызов, но и совершенно новые, а главное, равные возможности для всех стран.